Ольга Свиблова: «Центру Петербурга не нужно современное искусство»

Основатель московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова приехала в Петербург, чтобы прочесть лекцию на сессии Lakhta View в Доме Книги. Как понять современное искусство и почему центру Петербурга оно не нужно — узнали у куратора, включенного в топ-100 самых влиятельных людей арт-мира.

Как понять современное искусство

Искусство — любое, современное в том числе — это диалог большого художника с историей культуры. Именно поэтому в Мультимедиа Арт Музее демонстрируется много исторических работ. Как говорил поэт Алексей Парщиков: «На пустом месте даже глупость не растет». Это относится и к арту. Чтобы понимать современное искусство, надо знать, какой была визуальная культура в Древнем Риме, в Древней Руси, в эпоху Возрождения, в XX веке. Без этого вам трудно понять, что происходит сегодня.

О чем говорят очереди на выставки

Мультимедиа Арт Музей — один из самых посещаемых в России, к нам приходит 750 тысяч посетителей в год, чем я очень горжусь. Но значит ли это, что в музеях все хорошо? Нет. Очереди на Серова и Айвазовского — феномен, а не тенденция. Статистика по Москве и Петербургу неутешительная: в Париже, который гораздо меньше нашей столицы, визуальным искусством интересуются больше. Что меня огорчает — прервалась советская традиция водить школьников в музеи: её поддерживают только энтузиасты. Новое поколение не встречается с культурой. Через 15 лет вырастут те, кто не видел ничего, кроме экранов девайсов. И оппозиция «старики и дети» кажется мне в этом смысле самой страшной перспективой.


Искусство — переключатель смыслов

Все праздновали столетие революции, но забыли, что ровно век назад Марсель Дюшан поставил в нью-йоркской галерее свой знаменитый писсуар. Но дело не в шокирующем жесте, а в том, что «Фонтан» показал символическую природу искусства. И за эти сто лет мы ничего не смогли ему противопоставить. Ни-че-го. В туалете писсуар функционален, а в музее мы придаем ему смыслы. Вы понимаете, что такое искусство? Это переключатель, который меняет восприятие в нашей голове. Как скажем, так и будет. Стрит-арт может быть грязью, которая портит фасады. Но если нам говорят, что это выставка, мы увидим в ней бездны смысла и красоты. Это значит, что искусство требует контекста, который мы обозначаем как «арт». Например, в онлайн сейчас переместилось народное творчество: видео на YouTube, фотография в Instagram, фотожабы, которые бывают потрясающе интересными. Если сегодня эту продукцию пометить новым доменным именем .ART, которым уже пользуются крупнейшие музеи мира и звездные художники, мы будем смотреть в онлайн не просто «горячие новости», а искусство. 

Как искусство помогает понять себя

Искусство – зеркало, в котором мы видим себя, и оно волшебное. Восприятие искусства предполагает тишину и хотя бы временное отключение от повседневной суеты. Глядя на произведение искусства мы вынуждены придавать ему эмоциональные смыслы, и эти смыслы берутся только из нашего опыта. Тишина предполагает, что мы зачерпываем чуть больше того, что в нас есть, но чем мы не пользуемся на бегу. Марина Цветаева писала, что для мысли не нужно время, мыслить можно за чисткой рыбы, а для чувства нужны время и обстановка. Вот эту обстановку и создает музей. Зритель, отдавая время для посещения музея не должен быть заболтан информацией. Небольшие сопроводительными тексты являются достаточным, чтобы быть золотым ключиком, направляющим его восприятие. Общаясь с искусством в дружественной и прекрасной музейной обстановке, зрителю дается шанс заглянуть вглубь себя.

Почему не надо вписывать современное искусство в центр Петербурга

Искусство всегда рядом с нами в городе: в виде памятников, стрит-арта, даже пропаганды. Однако, на мой взгляд, в первую очередь характер городской среды определяет архитектура. Об этом особенно приятно говорить, находясь в Петербурге. Это прекрасный город — в нем, к счастью, сохранились и ансамбли, которые были заложены 300 лет назад, и замечательные памятники архитектурного авангарда. Поэтому мне кажется, что не надо вписывать современное искусство в центр Петербурга: ни на Невский, ни на Лиговский. Так в Париже на Champs-Elysees лет двадцать назад ставили скульптуры современных художников, но потом прекратили —поняли, что не стоит портить исторический район. Пусть искусство живет в музейных пространствах или там, где оно не будет заслонять исторические здания — как, например, в Музее стрит-арта.

Зачем нужен Лахта Центр

Любой город — это живое образование, он всегда развивается. Строительство Лахта Центра сопровождалось большой дискуссией. Новое место расположения позволяет проявить современную архитектуру без разрушающего влияния на окружающую историческую застройку. Это замечательно, что в Петербурге появилась новая архитектурная доминанта и в этой новой архитектуре наверняка комфортно будет чувствовать себя современое искусство.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также

Новости партнеров