Борис Хлебников: «У героя два выхода — или уехать подальше, или взять ружье и всех перебить»

«Долгая счастливая жизнь» — новый фильм Бориса Хлебникова, рассказывающий о злоключениях российского фермера. Премьера состоялась в феврале на Берлинале, а теперь картина выходит в прокат.

Съемки ведь начинались с идеи сделать ремейк классического американского вестерна?

Я пересмотрел «Ровно в полдень» Фреда Циннемана (американский вестерн, созданный в 1952 году. — Прим. ред.), и мне в голову пришла мысль, что если поменять участников и место действия, то это здорово бы легло на современные русские темы и проблемы. Но потом мы ушли в сторону от этой идеи. Сценарист Саша Родионов предложил заняться погружением в реальность: ездить, смотреть, исследовать, брать интервью. Я поначалу не видел в этом смысла, но затем понял, что и правда так было нужно. Хотя почти ничего из этих интервью и разговоров в сценарий не вошло.

Зачем тогда вообще потребовалась попытка документальности?

Я городской житель, а не деревенский. Я же не про фестиваль «Кинотавр» снимаю. Надо узнать, каковы эти герои. Как они выращивают картошку, по каким ценам потом ее продают, куда.

Не было такого, что вы начинали фильм с какими-то иллюзиями, а реальность их разрушила?

Естественно, было. В процессе всех этих разговоров мы поняли кое-какие важные вещи. И история, настоящий сюжет из них и выросли. Главное — что быть фермером невыгодно. Настоящий бизнесмен не станет картошку в деревне выращивать. То есть наш герой не делец. Фермер — это или очень наивный человек, или идеалист. Очень симпатичный и живой персонаж. Второе — они абсолютно бесправные. Если у фермеров хотят отнять землю — отнимают. Хотят убить — убивают. Нет никакой инстанции, в которую бы они могли обратиться. Выхода два: или уехать подальше, или взять ружье и всех перебить, стать преступником. Именно это оказалось отправной точкой, а не идея с вестерном.

Проще говоря, вы опытным путем выяснили, что русский вестерн невозможен.

Именно. В Штатах он строится на том, что есть надежда, что шериф или судья все поймут, что где-то можно искать правду. А у нас есть только иллюзии.

Для артиста Александра Яценко это необычная роль. Прежде он выступал в другом амплуа: этакого кидалта, вечного подростка.

Дело не в нем. Просто режиссеры его не поворачивали другой стороной и в определенный момент он стал заложником одного образа. Вообще, я знаю и знал, что в нем есть много мужского и зрелого.

Почему деревенских жителей у вас играют актеры, а не реальные селяне?

Ну, там есть один непрофессионал. Но вообще, я абсолютно солидарен с Алексеем Юрьевичем Германом: надо снимать или только актеров, или только непрофессионалов. Одно из двух: ты веришь или в одну реальность, или в другую, они не пересекаются. Вместе они друг друга уничтожают. Кроме того, я просто не уверен, что знаю, как работать с непрофессионалами, как от них добиться того, что нужно. 

5 фактов о фильме

1 Картину снимали в далекой деревне Умба в Мурманской области.
Съемки проходили на заброшенной ферме: ее реальный хозяин под давлением внешних сил был вынужден оставить свое дело и уехать.
3 Единственный непрофессиональный актер — местный житель, который сыграл одного из провинциальных чиновников.
Фильм — тезка легендарной последней ленты Геннадия Шпаликова и альбома группы «Гражданская оборона». По словам Хлебникова, второе для него важнее первого: одноименную песню Егора Летова он поначалу планировал включить в саундтрек.
Первое время режиссер хотел снимать фильм про свиновода, но потом сменил профиль главного героя: тот выращивает картошку.


В прокате с 11 апреля

Текст: Иван Чувиляев

sobaka,
Комментарии

Наши проекты