7 лучших фильмов про пикники

Лучший способ провести длинные майские выходные — жарить шашлыки и выпивать на природе. Препарируем культурный контекст загородных поездок и вспоминаем главные картины на эту тему.

«Пикник у Висячей скалы» (1975), режиссер Питер Уир

Австралийским летом 1900 года (то есть в феврале, причем в день святого Валентина) три старшеклассницы и их учительница математики отправляются на пикники в дикие живописнейшие места. Все четверо бесследно пропадают, скорее всего — просто растворяются в пейзаже. Внешнему миру достается только остаток кружева с платья одной из девочек. Странный, завораживающий, практически бессюжетный фильм Уира, снятый немного в расфокусе и провозглашенный главной картиной «нового австралийского кино» 1970-х, — один из примеров поистине чудотворного кинематографа. 


 

«Москва слезам не верит» (1979), режиссер Владимир Меньшов

Одна из героинь оскароносного советского хита, Катерина Тихомирова, всего добилась сама, поднявшись из общаги для лимитчиц к вершине власти в виде должности директора завода. Мужчины всю дорогу ей скорее мешали. Этот наивный феминистский месседж окажется обезврежен и сведен на нет внезапно вспыхнувшей любовью к Гоше, брутальному положительному слесарю с патриархальными установками. «Правильное» распределение гендерных ролей было намечено на интеллигентном пикнике со всеми положенными атрибутами, милыми сердцу любого советского инженера: шашлыками, костром и бардовской песней


 

«Маленькая Вера» (1988), режиссер Василий Пичул

Главная героиня живет в унылом приморском городке с родителями, приземленными рабочими людьми, слоняется без дела, пьет самогон и грустит, пока на одной из диких дискотек не знакомится с развязным эффектным студентом который, как водится, не придется ко двору в ее простой пролетарской семье. Самый пронзительный и беспощадный эпизод этой выдающейся драмы Пичула разворачивается как раз во время выезда «на природу». После того, как Верин отец ранил возлюбленного героини, семейство на отцовом КАМазе выбирается к море. Огурчики, водочка, внезапный ливень, крик матери «Да лучше бы я аборт тогда сделала!» — нет в отечественное кино более выразительной сцены, говорящей об отчуждении, одиночестве и о том, что ад — это самые близкие.


 

«Вики Кристина Барселона» (2008), режиссер Вуди Аллен

Две юные американки (Ребекка Холл — практичная брюнетка скептического ума, и Скарлетт Йоханссон — мечтательная развратная блондинка) приезжают в столицу Каталонии с самыми банальными туристическими планами, но встречают практически пародийного богемного мачо (Хавьер Бардем). Любовный треугольник превращается в более сложную геометрическую фигуру, когда в кадр входит бывшая жена (Пенелопа Крус). Пасторальная комедия Вуди Аллена, снятая на деньги барселонских муниципальных властей, конечно, представляет собой нечто куда более сложное и двусмысленное, чем кино о превратностях любви на фоне открыточных пейзажей. Самые нежные, немотивированные и врезающиеся в память сцены тут происходят не возле туристских достопримечательностях, а на бесконечных томных пикниках в окрестностях Овиедо.


 

«Райское озеро» (2008), режиссер Джеймс Уоткинс

Английские любовники лет тридцати (Келли Рейли и тогда только готовившийся стать суперзвездой Майкл Фассбендер) отправляются на уикенд в лес, к великолепно выглядящему карьеру. Идиллию нарушает стая озлобленных подростков, возглавляемых совсем уж зловещим гопником. Полнометражный дебют британца Уоткинса — произведение жуткое и натуралистичное даже по меркам слэшера, при том как минимум неглупое. Фильм не стоит рекомендовать недостаточно в хоррорах закаленным или особо впечатлительным: на пикники потом некоторое время выезжать не будет желания. 


 

«Левиафан» (2014), режиссер Андрей Звягинцев

Драма Звягинцева еще задолго до выхода в прокат стала самым обсуждаемым и скандальным отечественным фильмом последних нескольких лет. Либералы провозгласили «Левиафана» приговором нынешнему государству, патриоты уличили в очернении действительности и все такое прочее. Между тем, скорее всего, эта жестокая притча так же далека от прямо социального кино, как и три предыдущих фильма режиссера. Особенно это явственно в одной из самых сильных и парадоксальных сцен, когда практически все персонажи выезжают основательно выпить и пострелять на берегу моря. В то время как набравшиеся менты палят по портретам советских вождей, героиня прямо за ближайшей скалой изменяет мужу с его лучшим другом. До явления призрака Левиафана теперь остается совсем недолго.


 

«Уикенд» (1967), режиссер Жан-Люк Годар

Издевательский шедевр французского бунтаря и революционера, вместе с несколькими товарищами перелопатившего в 1960-х язык кино. Буржуазная супружеская пара замыслила убийство близкого родственника — при этом каждый из них хочет избавиться от другого. При всех этих исходных супруги отправляются на пикник, застревая в парижских пробках. То, что происходит на экране дальнейшие полтора часа, — одновременно смешно, отвратительно и наполнено свирепым социальным пафосом. «Уикенд», в котором, например, осатаневшие хиппи засовывают живую рыбу в вагину главной героини, — самый политизированный и вообще-то запредельный по сегодняшним меркам годаровский фильм.


 

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 11 мая, 2015
    луша всего сходить в спортзал

Наши проекты