Игорь Машуков: «Композитору очень важно иметь возможность слышать свою музыку в живом исполнении»

 М У З Ы К А 

Композитор, преподаватель Пермского музыкального колледжа, художественный руководитель Международного фестиваля современной музыки в Перми Sound59, автор музыки к балетам театра Евгения Панфилова.

О наставниках

Больше всех повлиял на меня мой первый преподаватель – Михаил Александрович Кадочников. Я тогда учился даже не в музыкальной школе, а во Дворце творчества юных. Мне было девять лет. Он преподавал баян, а я учился по классу аккордеона. Какие-то странные вещи я писал в те годы, но когда приносил их Михаилу Александровичу, мне казалось, что он проявляет к ним интерес. Он просил меня сыграть, а я стеснялся. А когда я все таки исполнял что-то, лицо у него становилось разочарованное, казалось, что лучше бы я и не играл. Михаил Александрович говорил, что когда-нибудь я стану композитором, и моя музыка будет издана. Потом были другие педагоги по аккордеону, но они такого интереса к моим попыткам сочинять уже не проявляли.

Про фестиваль Sound59

Мы задумали первый фестиваль в 2005 году. Идея была такой: основа всего – исполнение музыки наших композиторов и стремление вписать нашу музыку в российский и европейский контекст путем исполнения в Перми современной зарубежной музыки. Чтобы слушатели Перми понимали, что происходит в мире музыки. Композитору очень важно иметь возможность слышать свою музыку в живом исполнении, чтобы работать в полную силу и что-то дорабатывать, улучшать. Чтобы писать, не слушая, нужно быть гением как Шуберт, например, который сочинил девять симфоний, и ни одна не была исполнена при жизни.

Мы проводили фестиваль раз в два года, потом случилась культурная революция в Перми, и министр того времени пригласил меня и предложил проводить его каждый год. С 2010 мы проводим фестиваль ежегодно. Традиционно фестиваль проходит в форме концертов, мастер-классов, творческих встреч. Совместно с Пермским педагогическим университетом и Пермским институтом культуры в рамках фестиваля проходит научно-практическая конференция, посвященная вопросам сочинения, восприятия и исполнения современной музыки. Зрителей по меркам других фестивалей у нас немного, около двух тысяч человек: студенты, интеллигенция, просто меломаны. Современная музыка непроста для восприятия, но круг поклонников фестиваля Sound59 расширяется. На фестивале мы также исполняем музыку молодых композиторов Прикамья, учеников детских музыкальных школ и Пермского музыкального колледжа.

О работе с театром Панфилова

Эту линию мы уже начали давно, с театром Панифлова работаем плотно. Начиналось все с того, что в 1990 году я сочинил балет по просьбе самого Евгения Панфилова. Затем несколько балетов мы сделали вместе с Сергеем Райником. Сейчас работаем над новым проектом – третьей частью балета по сказам Бажова. Мои произведения кроме театра Панфилова и фестиваля Sound59 можно услышать во многих городах России, а также за рубежом. Много специально написанных сочинений исполнил «Московский Ансамбль Современной Музыки». Часто музыканты сами находят меня, где-то услышали на YouTube, у знакомых музыкантов и пишут мне с просьбой отправить ноты. Например, у меня есть сочинение для фортепиано в шесть рук. Его играли в Бристоле (Великобритания), Воронеже, Петрозаводске и других городах.

О популярной музыке

У меня очень разнообразные плейлисты в AppleMusic. Я всегда слушаю академических и популярных исполнителей и композиторов, которые отмечены Grammy, музыку, где используется электроника. Например, у меня есть отдельный плейлист с Lady Gaga. Я всю ее переслушал с точки зрения электронных эффектов, какие-то из них применяю в своей музыке. Я слушаю даже японский нойз – это сносит крышу, но это стоит слушать для саморазвития, для понимания грани, где музыка заканчивается и начинается шум.

Текст: Анастасия Толкач

ПРМ.Собака.ru,
Комментарии

Наши проекты