Как молодой бизнесмен из Башкортостана основал стартап со съедобными ложками?

Съедобные ложки в будущем вполне могут заменить привычные столовые приборы. Они экологичны и приближают нас к эко-идее о безотходном производстве. Редакция «Уфа.Собака.ru» встретилась с основателем «Съедобных ложек» Вадимом Фаттаховым и расспросила, как появился этот необычный проект, кто покупает съедобные ложки, и сложно ли вести бизнес в такой узкой нише.

Расскажите про свой стартап. Получается, вы выиграли грант на открытие бизнеса? Как пришла идея открытия такого производства?

До этого у меня было несколько бизнес-проектов в сфере развлечений, вроде однозального кинотеатра, но выручка по ним упала и возник вопрос: что делать дальше? Я стал активно искать новые идеи: хотелось сделать что-то более глобальное и не ограничиваться только одним регионом. Позже я увидел в интернете материал про съедобные ложки, стал углубляться в эту тему и понял, что в нашей стране таким никто не занимается.

Производство ложек, как и любое другое, потребовало затрат, поэтому для привлечения первоначальных средств я пробовал краудфандинг и формы поддержки бизнеса со стороны государства, привлекал инвесторов. Кроме того, что продукт необычный, он еще является экологической альтернативой одноразовой пластиковой посуде. Думаю, поэтому мне удалось привлечь грант в 500 тысяч рублей — естественно, на старт производства потребовалось на порядок больше средств, но эта сумма помогла, и я очень благодарен организаторам конкурса. Прошел не один месяц, прежде чем идея реализовалась на достойном уровне.


Большинство технологов, с которыми я общался, не стали браться за проект

Расскажите про ложки поподробнее.

Нашими ложками можно есть абсолютно любую мягкую еду: каши, салаты, йогурты, мороженое, торты. Такая ложка изготавливается из теста и не размокает в горячем супе около 15 минут — этого времени достаточно, чтобы съесть одну порцию. С точки зрения рецептуры это довольно сложная задача: на рынке крайне мало специалистов, которые бы обладали знаниями и навыками в этой области.

Главные сложности в начале пути были связаны с производством: было непросто найти подходящего технолога и понять, какое нужно оборудование. Поскольку продукт новый, то многие вещи, особенно на первых порах, приходилось дорабатывать путем проб и ошибок. Производство планировалось в промышленном масштабе, поэтому перед нашей командой стояла задача сделать продукт одинаковым по качеству, вкусу и внешнему виду — независимо от партии и даты изготовления. А поскольку на производстве у нас по-прежнему еще не все автоматизировано, и мы применяем ручной труд, то это тоже сложная задача.

Сложно ли работать в такой узкой нише? Какие клиенты обычно заказывают у вас съедобные ложки?

Мы работаем в той нише, которую сами же и формируем. Про съедобные ложки мало кто задумывается, и поэтому не ищет производителей, так что для нас крайне важно продвижение самой идеи: через СМИ, соцсети и выставки.

Фактически у нас две аудитории. Оптовые заказы поступают, в первую очередь, от заведений общепита: кафе и ресторанов, которые хотят внести разнообразие в подачу своих блюд, и в формат которых подходит съедобная ложка. К примеру, есть кафе в Новосибирске, где подают супы в съедобной посуде, и мы поставляем съедобные ложки туда. Также есть оптовые заказы от кейтеринга — на выездное обслуживание. Вторая аудитория — это розничные покупатели: большая часть продаж происходит через наши аккаунты в социальных сетях. Аудитория разная, но если пытаться нарисовать ее портрет, то довольно часто это молодые родители. Есть несколько магазинов, которые торгуют ложками в индивидуальной упаковке в качестве сувениров.


Ложки, как правило, нравятся детям, и с ними гораздо веселее, например, есть кашу

Есть ли у вас основная работа или производство съедобных ложек — это сейчас ваша главная деятельность?

Ложки — это единственная деятельность, которая приносит мне доход. Все остальное — мой блог или выступления на форумах — это часть внутренней мотивации и возможность самому лучше осознать какие-то процессы. Но денег это не приносит.

Вы часто посещаете различные форумы с лекциями. О чем вы рассказываете людям на форумах?

Это зависит от аудитории в зале. Меня часто приглашают выступать на различных конференциях, где основная часть слушателей — это студенты и молодые люди, которые только начинают задумываться о будущей карьере. Им чаще всего интересна тема предпринимательства в целом: как начать свое дело, и что делать, когда есть идея, но нет значительных финансовых и других возможностей. Иногда я выступаю перед аудиторией, состоящей из людей, у которых уже есть свои бизнес-проекты. Для них более приоритетны какие-то прикладные истории, так что им я рассказываю про опыт сбора средств с помощью краудфандинга или про то, как вести переговоры с инвесторами. Я очень люблю формат форумов — для меня это и возможность узнать что-то новое, и способ получить значительный эмоциональный заряд. Поэтому я часто хожу туда не только как спикер, но и как слушатель.

Какие советы вы можете дать тем, кто хочет заниматься чем-то похожим на то, что делаете вы?

Советы чаще всего дают гуру — крупные бизнесмены, бизнес-тренеры или инфопредприниматели. До первых я еще явно не дотягиваю, а ко вторым не отношусь. Поэтому мой совет будет довольно приземленным, но актуальным для среднестатистического молодого человека, который только запускает свой первый проект или находится в раздумьях. Двигайтесь постепенно: не стоит сразу рисковать всеми накоплениями и тем более — брать крупные кредиты. Самым оптимальным решением будет попробовать реализовать идею на минимальной сумме. Сработало? Значит, повышаем вложения и двигаемся дальше. Ошибки в любом случае будут, но если их стоимость будет высока, то это будет крайне болезненно для человека и отобьет желание заниматься своим делом.

На мой взгляд, предприниматель — это не человек, у которого все получается, а человек, который двигается вперед несмотря ни на что. Есть так называемый «принцип ста дверей»: если ты не попробовал сто раз открывать разные двери, то даже не думай останавливаться и считать, что делаешь что-то неправильно. Часто успешное решение приходит далеко не с первой попытки, поэтому важно иметь внутреннюю убежденность и силы, чтобы продолжать, даже если у тебя что-то не получается. Это и есть предпринимательский дух. 

Текст: Евгения Платонова

ufasobakaru,
Комментарии

Наши проекты