Графика как образ жизни

Наш редактор отдела культурных новостей Ирина Юркова сходила на открытие второго Международного фестиваля графики Vita-Art-Time и узнала, что делает подлинник Альбрехта Дюрера в центре конкурсной экспозиции и почему заняться монотипией может каждый.

Фото: Гала Измайлова

Вот, что рассказала мне куратор фестиваля — искусствовед Ольга Малкова:

«Международный фестиваль печатной графики в музее изобразительных искусств имени Машкова проводится уже второй раз, пусть и со значительным перерывом. Свои работы в этом году прислал 51 художник из Вьетнама, Израиля, Италии, России, Чехии и Эстонии, всего представлено около трехсот. И для нас очень дорого, что участвовать решили некоторые из тех, чьи работы были на первом фестивале, так что можно даже проследить творческий рост.

На самом деле для музея это еще и очень хороший шанс пополнить коллекцию. Особенность печатной графики как вида искусства в том, что создается сразу несколько экземпляров работы: это оттиск с доски, которая является матрицей. Поэтому художники достаточно легко расстаются со своим детищем. Кроме того, это конкурс, который дает возможность мастерам поднять свой рейтинг, ведь в конце издается каталог работ участников.

Конечно, особая прелесть фестиваля, помимо того, что это отличная площадка для творческого обмена, в возможности взглянуть на разные уголки нашей страны и всего мира, потому что значительный пласт - это топографически точные работы. Сквозь призму личности художника они дают ощутить творческий пульс различных регионов, и даже не зная автора, вы никогда не спутаете картины, созданные на юге, с дальневосточными, например.

Жюри этого года объединило как российских мэтров с богатой творческой биографией в поле печатной графики, так и волгоградских художников. И такой состав, от юных и подающих надежды до признанных преподающих мастеров, дает возможность в принципе оценить уровень развития данного вида искусства, понять, куда оно движется, что важно, а что нет, как вообще себя можно проявлять. В свете этого просветительские функции фестиваля Vita-Art-Time заключаются в возможности приблизить зрителя, дилетанта, далекого от искусства, к языку печатной графики, в которой есть большая доля условности: мы видим только черный штрих на белом поле, и все бесконечное разнообразие явлений здесь свернуто до очень краткой формулы. Сегодня часто художники говорят, что сталкиваются с языковым барьером, что изобретенное ими не очень хорошо транслируется зрителям, поэтому чем больше будет происходить подобных мероприятий, достаточно сложных, требующих большой культуры понимания такого языка, тем, мы надеемся, более полноценной станет наша духовная среда.

Можно сказать, что выставка, которую вы сейчас видите, немного странная. Она получилась такой аристократически-лирической. Мы начали с техник, которые появились раньше: это резцовая гравюра, ксилография, а потом от них уже развивались линогравюра и так далее, к глубокой печати - офорт, акватинта и так далее. То есть, мы пошли по технологии, материалам, каждый из которых дает свой спектр изобразительных возможностей. Поэтому своего рода сердцем экспозиции фестиваля, которое в то же время находится вне ее, стал подлинник шедевра Альбрехта Дюрера из наших фондов. Это резцовая гравюра на меди «Похищение на морском чудовище», созданная мастером в 1498 году.

Пожалуй, без этого мастера никакой европейской графики у нас бы не получилось вообще. Примечательно еще то, что данная гравюра была одним из первых экспонатов в фондах нашего музея и была показана на первой выставке ровно 55 лет назад. К слову, самому шедевру - 520. Вот такое обилие памятных дат. Ну и, конечно, это немалое испытание для художников - оказаться в одном поле с Дюрером. Очевидно, что эти 500 лет прошли не зря. Что-то утеряно, но в целом - искусство живет и развивается.

Vita-Art-Time продлится до конца месяца, и всех гостей фестиваля ждет еще масса мероприятий от участников. Это мастер-классы по резцовой гравюре, монотипии и линогравюре, которые проведут наши волгоградские художники и преподаватели Анна Филимонова, Сергей Юров и Елена Трофимова. Есть и детский вариант, такая забава, которая дает понять, что нет вообще никаких сдерживающих условий, которые помешали бы вам заняться печатной графикой, потому что все это чрезвычайно интересно и только кажется, что является элитарным искусством. А возможности его поистине безграничны».

Выставочный зал Музея имени Машкова,
улица Чуйкова, 37
с 4 мая по 6 июня

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Новости партнеров