Дешевые ткани и красители в одежде вредят нашему здоровью. Каким образом?

Создательница образовательного проекта Self Made Studio, стилист и блогер Оля Слово пропагандирует «винтажную диету» и отказ от масс-маркета. «Собака.ru» прослушала ее ликбез о том, какие бренды используют токсичные вещества, как они «отключают» репродуктивную функцию (и психическую адекватность), и почему нас не спасет даже одежда из стопроцентного хлопка.

Осознанным потреблением я заинтересовалась тогда, когда моя одежда стала «выселять» меня из квартиры. Это знакомо каждому, кто покупает ненужные вещи «за компанию с подружкой» или чтобы наградить себя после тяжелого рабочего дня. Я начала расчищать шкафы и параллельно изучать историю моды — всегда ли одежду производили в таких количествах? Как ткани влияют на наше здоровье? Когда появились первые эко-коллекции? Факты, которые я для себя открыла, были удивительными (и даже шокирующими).

  • Джонни Депп в роли Безумного шляпника в экранизации «Алисы в Стране чудес»

Шляпы из ртути

Безумный шляпник из сказки «Алиса в Стране чудес» — не плод фантазий писателя Льюиса Кэрролла, а собирательный образ реально существующих персонажей. На протяжении сотен лет шляпы создавались из ртутного состава, который помогал сваливать кроличью шерсть (да, «кролик из шляпы» — тоже очевидная метафора!). Шляпники вдыхали вредные пары и расплачивались за это своим здоровьем, в том числе психологическим: бессонница, мигрень, тремор и шизофрения были их постоянными спутниками. Кто знает, насколько вредны вещества, которыми обрабатывают современные фетровые шляпы? Для статистики иногда нужно время.

  • Зеленое платье, окрашенное мышьяком 

  • Платье, окрашенное мышьяком (1860-1865)

  • Цветочные венки, окрашенные пигментом мышьяка (1860-1865) (коллекция Элисон Мэтьюз Давида)

  • Руки, поврежденные мышьяковым красителем, литография 1859 года в медицинском журнале 

Зеленое платье из мышьяка 

Во время викторианской Англии зеленый цвет отличал богатого человека от бедного. Первые выделялись за счет кислотных оттенков, а вторые носили коричневый, бежевый и серый цвета. В погоне за достатком люди покупали дешевые красители, но даже не задумывались, что в их составе есть вредные компоненты — например, мышьяк. Перекрашивая одежду, они травились, заболевали, страдали, но продолжали использовать зеленый пигмент для одежды, украшений, обивки мебели, посуды или обоев. В одном из панчей тех лет платья зеленого цвета называли «смертельным изумрудным поцелуем», намекая на страшные последствия модного помешательства. С тех пор ситуация ничуть не изменилась: мы жертвуем экологичностью, безвредностью и комфортом в пользу доступности и соответствия трендам.


Мы выбираем одежду, но не выбираем последствия

Носки с последствиями 

Осознанное потребление — это когда ты задумываешься, что на тебе надето, и как оно может на тебя повлиять. Ведь часто мы выбираем одежду, но не выбираем последствия. Так, в современной индустрии моды и красоты до сих пор существуют анилиновые красители — синтетические вещества, которые дают ядерный цвет при минимальных затратах. Во времена денди анилин добавляли в красную и оранжевую краски, используемые для производства главного акцента в образе мужчины — носков. Когда их ноги потели, пигмент разъедал не только обувь, но и кожу, попадая в расширенные поры, а дальше — в кровь. В истории есть несколько задокументированных случаев, когда пижонство приводило к летальному исходу, так что мужчин тоже можно назвать жертвами моды. 

  • Акция организации «Гринпис» прротив использования брендами токсичных материалов 

Мода с гормональным сбоем

В 2012 году «Гринпис» проверил мужскую, женскую и детскую одежду различных брендов (Zara, Marks & Spencer, Mango, Metersbonwe, C&A, Diesel, GAP) на предмет вредных синтетических веществ в составе. Результаты показали, что изделия почти всех марок содержат этоксилат нонилфенола (ЭНФ) — токсичный компонент, который вымывается из вещей во время стирки и попадает в воду, а затем встраивается в пищевую цепь и влияет на работу гормональной системы. ЭНФ разрушает тонкую эндокринную систему человека и, как следствие, отключает репродуктивную функцию у женщин и мужчин. У одних брендов нет альтернативы тканям с такими вредными веществами, а другие лишь говорят, что они есть, прикидываясь эко-сознательными. И лишь единицы реально пытаются изменить ситуацию. 

  • Хлопковая плантация

Небезопасный хлопок 

Когда я была погружена в тему экологии, я думала, что мне достаточно не покупать вещи из полиэстера и не пить воду из разовых стаканчиков. «Буду носить одежду из стопроцентного хлопка», — решила я, но оказалось, что хлопок тоже наносит вред планете. Чтобы его вырастить нужно огромное количество химикатов, а также регулярная поливка в течение 200 дней. То есть на одну футболку может уходить порядка 2700 литров воды — это огромные ресурсы! Как же придерживаться осознанного потребления, если любой материал так вреден? Да и еще с нашем желанием покупать новую одежду каждый сезон? Лучше бы мы увлекались не шоппингом, а разведением цветов: стало грустно — не пошел в магазин, а посадил фикус. 


Лучше бы мы увлекались не шоппингом, а разведением цветов: стало грустно — не пошел в магазин, а посадил фикус

Я искала футболки из конопли и пальто из экологичной шерсти — они существуют и стоят недорого, но чаще всего выглядят немодно. Поэтому уже год я стараюсь носить только винтажную одежду, а когда мне, как блогеру, присылают вещи в подарок, отказываюсь от всех, кроме 100%-экологичных. В мегаполисе придерживаться осознанного потребления в принципе очень сложно — вся наша жизнь состоит из мелочей вроде пластиковых стаканов и целлофановых пакетов. Можно, конечно, уйти в лес и вести полностью экологичный быт в избушке, но я предпочитаю придерживаться принципа sustainability везде, где это возможно при моем ритме жизни. Я уверена, что если так будет поступать каждый 10-й, брендам придется пойти на уступки, а большие и влиятельные люди, наконец, займутся изменением ситуации.

  • Рекламная кампания Stella McCartney, снятая на свалке в 2017 году

  • Рекламная кампания Stella McCartney, снятая на свалке в 2017 году

Как можно исправить ситуацию прямо сейчас?

  • В идеале — отказаться от покупок вообще. Или хотя бы перестать покупать одежду у масс-маркета. В Петербурге много демократичных альтернатив в виде комиссионных бутиков и винтажных магазинов. В конце концов, сшейте что-нибудь себе на заказ!
  • Ставить в приоритет бренды, которые придерживаются этичного производства (Vatnique, Di Ch). У них нет огромных нераспроданных стоков с платьями, футболками, рубашками и пиджаками: вашу вещь вам сделают по спецзаказу и привезут уже через 2-3 дня.
  • Контролировать количество одежды в гардеробе: вещи, которые вам разонравились или потеряли свою тенденциозность, можно отнести в благотворительные магазины «Спасибо!» или сдать в комиссионку. Энергия должна циркулировать!

  • Не гнаться за микро и макро трендами, а найти собственный стиль. Тенденции — это то, что легко продается и покупается, не ведитесь на эту уловку — выбирайте индивидуальное, качественное и вневременное.

Отрывки из лекции «Что нужно знать об эко-моде» на Urban Galeria Fashion Week
Записала Анна Рябова

Фото: архивы пресс-службы

sobaka,
Комментарии

Наши проекты