Лаборатория стиля и точка притяжения для тех, кто в Нижнем говорит на языке трендов: пока одни спорят о будущем фэшн-ретейла (убьет ли его онлайн?), мы специально для «модного» сентябрьского номера «НН.Собака.ru» исследовали процессы последних лет вместе заместителем генерального директора ТРК «Фантастика» Никитой Морозовым и директором по аренде Марией Бушуевой.
Как вы определяете «Фантастику» – это наш местный Harrods или продолжатель мирового тренда на моллы?
Мария: Однозначно молл. А самые известные в мире торговые центры, такие как Harrods, Gallerie Lafayette, Il Corte Ingless, – это универмаги. Разница – в организации торгового пространства. Когда-то торговые лавки и магазинчики строили вдоль дорог: получались торговые улицы, где покупатели переходили от лавки к лавке. Так исторически возникло название mall – от английского «место для гулянья». Современная концепция торговых моллов возникла в 50-е годы, когда австрийский архитектор Виктор Грюн воплотил в Америке в жизнь свою идею организовать торговое пространство так, чтобы оно включало в себя не только покупки, но и места отдыха с лаунж-зонами, развлечения, культурные мероприятия. Многофункциональность, наличие инфраструктуры, фудкорта и крупного «якоря» (торговый сетевой гигант) с галереей бутиков – вот что роднит нас с другими мировыми проектами, в которые приходят не только за шопингом, но и отдохнуть, провести время с семьей, развлечься. Мы как управляющая компания развиваем не только торговую, но и развлекательную и социальную функции ТРК – это общемировой тренд на развитие подобных пространств.
Никита: На языке коммерции это называется «изменение пропорций»: если раньше внимание уделялось в основном торговым площадям, то сейчас индустрия идет к тому, что именно сервисная составляющая молла дает возможность отстроиться от онлайн и получить еще больше эмоций от посещения. Хотя я и не считаю, что онлайн-торговля – самая большая угроза для моллов.
Но пандемия действительно изменила мир и механизмы продаж… Какие изменения произошли у вас?
Никита: Мы оставили качество и ответственность за него как базу. Грань в рамках бизнеса коммерческой недвижимости легко перейти – собрать пул однотипных прибыльных арендаторов, которые неинтересны покупателю. И потерять доверие как к мультибрендовому моллу. Мне кажется, у нас получается держать баланс.
Мария: Онлайн-торговля – не угроза, а мощный катализатор трансформации, который делает офлайн-шопинг более интересным и ценным. Онлайн заставляет нас эволюционировать в социальные и развлекательные хабы: главное – не купить, а провести время с пользой и удовольствием. Моллы становятся точками притяжения для досуга, общения и новых впечатлений: место традиционных фудкортов занимают фуд-холлы с авторской кухней и тематические рестораны. Развиваются направления «спорт» и велнес. Культура и искусство (арт-объекты, выставки, шоу-программы) интегрируются непосредственно в пространство ТРК. Уровень культуры потребления растет. Магазины трансформируются в шоурумы, а получение иммерсивного опыта – то, за чем в них приходят. У многих ретейлеров уже сейчас происходит бесшовная интеграция с онлайн: схема «купи онлайн, забери в молле» встречается все чаще. Мы уверены, что офлайн-моллы всегда будут выигрывать в эмоциях, опыте, социализации и тактильности.
Какие изменения вы заметили в поведении покупателей в последние годы?
Никита: Те, для кого шопинг был болью, ушли в покупки онлайн, но костяк любителей офлайна сохранился, и мы это видим по растущему показателю лояльности. Покупатель стал более избирательным, а эстетический интеллект – неотъемлемой составляющей современного шопинга.
Мария: Все чаще встречается гибридный шопинг (его еще называют phygital – physical (физический) и digital (цифровой)): посетители примеряют вещь в зале, а покупают по более выгодной цене онлайн.
Покупатели легко вовлекаются в «игру»: используют мобильное приложение, получают бонусы. Больше тратят на услуги и развлечения. При этом осознанное потребление в тренде: на первый план выходят ценность и качество вещей, а не быстрая мода, растет спрос на продукты с пометкой «эко» и «органик». Особенно приятно, что значительно выросли доверие и интерес к российским производителям. При этом уровень требований к сервису тоже вырос.
«Мы никогда не должны путать элегантность со снобизмом», – говорил Ив Сен-Лоран. Разделяете эту точку зрения?
Мария: Ив Сен-Лоран относил эту знаменитую фразу к представителям фэшн-индустрии – к атмосфере модных показов, полных пафоса, снобизма и китча. Конечно, понятие элегантности гораздо шире, чем просто наличие красивой одежды, да и само понятие красоты субъективно. Мне импонирует определение элегантности как стремления к гармонии между внутренним миром и осознанным самовыражением. Конечно, не только мода позволяет нам выразить эмоции, показать миру кто мы есть, но именно она позволяет оценить себя по-новому. Мне ближе другое выражение Ив Сен-Лорана: «Мода не просто делает женщин красивыми, она дает им уверенность в себе».
Текст: Ольга Максимова
Фото: Арина Федотова
Стиль: Мария Мужжухина
Макияж, волосы: Мария Рябова
Комментарии (0)