Даунсайзинг (от английского down — «вниз» и size — «размер») — популярная маркетинговая хитрость последних лет. Смысл ее в том, что десяток яиц превращается в девяток, шоколадки делаются тоньше, бутылочки с йогуртом ради уменьшения объема приобретают причудливые формы, а в литровых бутылках обнаруживается вовсе не 1000 миллилитров, а на 30, 100, а порой даже на 200 миллилитров жидкости меньше. Вместе с производителем молочных продуктов «ЭкоНива», работающим по принципу «честного литра», и ведущими российскими экоэкспертами мы рассмотрели проблему со всех сторон: потребителя, производителя и общества.
Сколько в литре миллилитров?
С точки зрения маркетинга ответить на этот вопрос из программы пятого класса не так-то просто. Под видом полного литра в молочных отделах можно встретить самые разные варианты объемов — от 950 до 870 мл. «ЭкоНива» — один из немногих брендов, литровое молоко которого имеет именно литровый объем, то есть бутылка или пакет содержат ровно 1000 мл. Концепция «честного литра» — часть политики открытости, которую проводит компания. Бренд не скрывает ни состава своих молочных продуктов, ни особенностей их производства, регулярно устраивая экскурсии по своим фермам для всех желающих. А если у покупателя есть вопросы, он всегда может задать их основателю и генеральному директору компании Штефану Дюрру через программу обратной связи «Hallo, Штефан Дюрр!». Номер телефона указан на каждой упаковке продукции «ЭкоНива».
Чем хорош «честный литр» для потребителя?
1. Это экономично. Потребление молока в России составляет примерно 183 литра на душу населения в год. Если допустить, что в среднем молоко стоит 80 рублей за упаковку (бутылку), то при недоливе в 70 мл и при сохранении цены за упаковку мы при каждой покупке переплачиваем около 6 рублей. Вроде бы не так уж и много. Но за год сумма такой переплаты составит уже более 1000 рублей. Деньги, которые можно было бы потратить на билет в театр, посиделки в кафе с друзьями или на донат в благотворительный фонд, мы спускаем на ветер. А точнее, на воздух в пластиковой бутылке.
2. Это уменьшает количество мусора. Даунсайзинг — это неминуемый перерасход упаковки. Причем касается это не только молока, но и других видов молочных продуктов, а также бакалеи, порошков, косметики — в общем, всех областей, в которых замечен тренд на даунсайзинг. Как много лишнего мусора образуется, если мы покупаем нечестное по объему молоко? Посчитать это совсем не сложно. Допустим, вы годами приобретали две литровых бутылки молока в неделю. И тут производитель принялся недоливать вам в бутылку 100 миллилитров. К концу месяца ваши потери будут составлять по объему почти полную бутылку молока, и в какой-то момент вам придется ее докупить, чтобы компенсировать недолив: молока-то вы меньше пить не стали. Если производители продолжат недодавать вам продукт в таком же объеме, то за год вы приобретете по меньшей мере 12 дополнительных бутылок или пакетов молока. После использования они в лучшем случае отправятся на переработку, а в худшем будут столетиями гнить на полигоне.

Роман Саблин,
экотренер, экоконсультант, автор первого в России учебника по экожизни «Зеленый Драйвер. Код экологичной жизни в городе»
«Даунсайзинг, стимулирующий производителя больше производить, а потребителя больше покупать, — одна из существенных причин увеличения количества отходов. Даже если молочные пакеты или бутылки отправятся после использования на переработку, дополнительных выбросов парниковых газов избежать не получится, так как переработка — это тоже затраты ресурсов».
3. Это легкий способ начать жить осознаннее. Проверить, сколько именно молока, сметаны или йогурта содержится в емкости, которую вы приобретаете в магазине, — простая привычка, которую легко ввести в свой ежедневный обиход. Если вы уже ведете экологичный образ жизни, это несложное действие станет в один ряд с сортировкой отходов. Если нет, оно поможет сделать первый шаг на пути к осознанности. Как минимум, сократив количество молочных пакетов, вы реже будете ходить к контейнерам для сортировки отходов, что неплохо само по себе.

Александр Семенов,
сооснователь компании 99recycle
«Привычка покупать молоко в “честном литре” — такой же важный шаг на пути к осознанности, как привычка выключать воду во время чистки зубов, регулировать яркость света, сортировать отходы и не покупать продукты впрок, чтобы потом не выбрасывать испортившиеся».
4. Это экономит время и силы. Если вы уже задумались о своем экоследе и практикуете раздельный сбор мусора, то знаете, что для каждого вида упаковки свои правила. И подготовка отходов к утилизации требует сил и времени. Меньше упаковок — меньше забот.
Как правило, производители молока разливают свой продукт в несколько разных видов упаковок. «ЭкоНива», например, использует ПЭТ-бутылки, упаковки Pure-Pak и Tetra-Pak. Каждая из этих упаковок является сложносоставным изделием. Например, в случае с ПЭТ-бутылкой речь идет как минимум о трех материалах: полиэтилентерфталате (сама бутылка), прочном полипропилене (крышка) и полиэтилене (этикетка). Так как каждый из них перерабатывается по-своему, перед сдачей на переработку этикетку следует отделить от бутылки, а крышку в идеале сдать отдельно.
Пакеты Pure-Pak и Tetra-Pak имеют многослойную структуру: в их составе мелованный картон, резистентный к пищевым продуктам полиэтилен и алюминиевая фольга.
Бутылки и пакеты Pure-Pak и Tetra-Pak перед сдачей необходимо ополоснуть с жирорастворяющим средством, снять крышку и этикетку (если она есть) и отправить в контейнер для вторсырья. На первых порах этого будет вполне достаточно.
При желании крышки от молочных бутылок можно сдавать отдельно в пункты приема «добрых крышечек» — тогда полученные после их переработки средства пойдут на благотворительность. А пакеты Pure-Pak и Tetra-Pak — в компании, занимающиеся сбором данного вида материала. В Санкт-Петербурге таких около 30.

Александр Широбоков,
руководитель и основатель экопроекта «Переработкинская»:
«Мало кто знает, что молочные пакеты требуют тщательного мытья, обязательно с жирорастворяющим средством. Самая большая сложность этих пакетов — углы, где скапливаются и быстро начинают бродить остатки напитка. Пакеты с забродившими каплями продукта могут испортить всю партию. Именно поэтому пакеты нужно раскрывать, как книжку, тщательно мыть и сушить и только после этого сдавать».
5. Это сокращает углеродный след. Производство, транспортировка и последующая переработка молочной емкости — это неизбежные тепловые выбросы в атмосферу. В случае с каждым видом упаковки объемы этих выбросов будут разными и всегда существенными. Так, например, стекло — самое энергоемкое при производстве, но в отличие от других емкостей его можно использовать вторично, в апсайклинге, что является идеальным вариантом для экологии. Однако молоко в стекле не хранится без холодильника, а значит, при его транспортировке понадобятся рефрижераторные установки, а это мощные затраты энергии. Еще один вариант упаковки — многослойный пакет Tetra-Pak или его аналог Pure-Pak. С точки зрения сохранения качества продукта они являются идеальными. Металлизация из слоя алюминиевой фольги обеспечивает дополнительные барьерные характеристики и позволяет хранить в таких пакетах абсолютно любые жидкие пищевые продукты питания. Однако производство и переработка таких емкостей, особенно в России, — дорогой, трудоемкий и энергозатратный процесс. Довольно низкий углеродный след при производстве имеет, как ни странно, классическая пластиковая бутылка — ПЭТ-бутылка. Но ее изготовление связано с серьезными транспортными затратами, к тому же нефть и газ, которые используются для выпуска таких бутылок, — невозобновляемые источники энергии.

Роман Саблин,
экотренер, экоконсультант, автор первого в России учебника по экожизни «Зеленый Драйвер. Код экологичной жизни в городе»
«Не существует упаковок, которые нельзя было бы переработать совсем. Даже относительно сложный Tetra-Pak, который, кроме картона, на 20% состоит из пластика и на 20% из фольги, в России перерабатывают, хотя и мало. В процессе переработки упаковка измельчается, оттуда выбирается целлюлоза, которая уходит потом как бумага на переработку, а смесь алюминия и пластика дальше используется в строительстве, в производстве мебели, для изготовления сувенирной продукции. Другой вопрос, что с точки зрения экологии везде, где можно избежать производства лишней упаковки, его лучше избежать».

Никита Литвинов,
сооснователь и управляющий партнер компании “Простое дело”, разработчика системных экологических решений для бизнеса на основе проверенных данных, участника международной инициативы Life Cycle Initiative под эгидой ООН
«Количество потребляемого в России молока составляет в среднем 183 литра в год на человека*. Соответственно, если потребитель покупает напиток в “честном литре”, расход пластиковых бутылок составит у него 183 штуки в год. Сколько пластиковых бутылок он приобретет, если объем в привычной типовой бутылке окажется нечестным? В большинстве случаев используются типовые бутылки, в которых недолив виден даже невооруженным взглядом.
При объеме молока в 0,93 литра – 193 шт. в год.
При объеме в 0,9 литров – 203 шт.
При объеме 0,87 литров – 210 шт.
Суммарный углеродный след производства одной классической ПЭТ-бутылки, включая затраты на электроэнергию и тепло, составляет 136,8 г** CO2 экв***. За год на одного человека эта цифра будет выглядеть так:
- «честный литр»: 25 кг
- 0,93 литра: 26,95 кг
- 0,9 литра: 27,77 кг
- 0,87 литра: 28,73 кг.
Еще один важный экопоказатель — транспортный след. При расстоянии от ретейлера до фермы в 120–130 км транспортный след от упаковки за год на одного человека составит:
- «честный литр»: 323,9 г****
- 0,93 литра: 348,7 г
- 0,9 литра: 359,3 г
- 0,87 литра: 371,7 г
Относительная разница углеродного следа от упаковки за год на человека, с учетом транспортного следа:
- 0,93 литра: +1,96 кг
- 0,9 литра: +2,78 кг
- 0,87 литра: +3,75 кг»
Казалось бы, что 2 кг СО2 экв. за год — это не много, но это почти равняется углеродному следу от 28 часов просмотра Netflix. И это только на одного человека, а таких людей тысячи».
6. Это удобно. Особенно для тех, кто увлекается кулинарией. Зная, каким в точности количеством молока ты располагаешь, легче рассчитывать рецептуру, не рискуя оказаться без нужного продукта в процессе готовки. Очень удобен «честный литр» для профессионалов, которые закупают молоко для своих кофеен, например. Так, литровую «ЭкоНиву» можно использовать порционно, а само молоко этой марки разработано с расчетом на латте-арт и использование с кофе. Лучше всего для кофейных целей подходит ультрапастеризованное 2,5%-ное: у «ЭкоНивы» оно имеет сладковатый привкус и легко сбивается в плотную пенку.
Чем хорош «честный литр» для бизнесмена?
1. Обеспечивает лояльность покупателя. Даунсайзинг уменьшает удовлетворение от шопинга. С трудом, но можно представить, что уменьшенная в весе шоколадка наводит на мысль заботы о фигуре. А вот уменьшение объема молока, которое есть не что иное, как «девяток яиц», выдать за заботу уже никак не получится. После того как потребитель заметит махинации с объемом, репутация бренда будет подпорчена.
2. Помогает соответствовать экоповестке. Что само по себе тоже способ расширить аудиторию и повысить лояльность. В целом для производителя молока забота о честности упаковки — это то, с чего можно начать «переход на зеленый».

Александр Семенов,
сооснователь компании 99recycle
«Использование более экологичной упаковки, уменьшение следа от ее производства и “честный литр”, сам по себе позволяющий не производить лишнего, — это первое, что может сделать предприниматель на пути к экологизации своего производства. Другие факторы, такие как современное оборудование, то, каким способом сотрудники добираются на работу, и насколько зелеными являются их офисы, тоже имеют значение, все это также важно учитывать. Но упаковка — это именно то, с чего можно начать».
3. Экономит средства. Чтобы продать молоко в формате скрытого даунсайзинга, нужно произвести больше упаковки. Рассмотрим молочные бутылки. Как правило, при производстве молока примерно 10% продукции разливается в упаковку, остальное продается сырьем или перерабатывается в другую продукцию. Так, в год с 1 миллиона тонн молока производитель получит 100 миллионов литровых бутылок молока. Если учесть, что себестоимость производства одной пластиковой бутылки составляет 2 рубля, то 7 миллионов дополнительных пластиковых бутылок в год обойдутся производителю в 14 миллионов рублей.
4. Помогает избавиться от «игр с упаковкой». Еще одна распространенная черта скрытого даунсайзинга — это всевозможные игры с упаковкой. Чтобы недолив продукта был не так заметен, производители зачастую меняют форму упаковки, делая ее более причудливой — выпуклой или вогнутой. В баночках с детскими напитками довольно распространенной практикой является дополнять такие емкости небольшими игрушками, чтобы привлекать детскую аудиторию.
Честность во всем
Желание быть честным и осознанным распространяется обычно на все области деятельности компании. В «ЭкоНиве», например, в 2020 году была разработана стратегия устойчивого развития, в июне 2021 года опубликован по ней первый отчет. Сейчас компания занимается разработкой обширной программы в области защиты климата, в которой будут учтены все наиболее важные источники выбросов парникового газа. А еще «ЭкоНива» участвует в программах развития села, использует современную технику, регулярно повышает квалификацию сотрудников, но главное, конечно, производит молоко с натуральным составом. Помимо классического молока, в ассортименте бренда есть и органическое. Получают их от коров симментальской и айрширской пород, пасущихся на естественных сеяных пастбищах в экологически чистых районах Калужской области.
Примечания и расчеты
** Углеродный след производства упаковки (ПЭТ бутылки) для молока
Материал | Углеродный след, кг СО2 экв./кг |
HDPE | 2,31 |
PET | 2,83 |
PP | 2,28 |
Расчет углеродного следа электроэнергии на основе данных Ecoinvent
Производство преформ для молока из гранулята, превращение его в бутылки, крепление крышки и наклеивание этикетки требует около 20 МДж/кг готовой бутылки.
УС электроэнергии - 0,523 kg CO2-Eq/кВт*ч.
Расчет:
УС бутылки = 2,83 * (1056-1030-3-0,58) г = 2,83 * 22,42 г = 63,4486 г CO2-экв.
УС крышки = 2,31 * 3 г = 6,93 г CO2-экв.
УС этикетки = 2,28 g CO2-Eq/g * 0,58 г = 1,3224 г CO2-экв.
Итого: 71,7 г.
УС электроэнергии на ед. бутылки = 5,55 кВт*ч/кг * 0,02242 кг * 523 г CO2-Eq/кВт*ч = 65,1 г CO2-экв.
Примерный углеродный след производства 1 единицы упаковки.
УС упаковки = УС бутылки + УС крышки + УС этикетки + УС потр. эл. и тепл. = 136,8 г.
УС производства 1 бутылки сумм. = УС бутылки + УС крышки + УС этикетки + УС электроэнергии и тепла = 63,45+6,93+1,32+65,1 = 136,8 г.
***Эквивалент диоксида углерода СО2-экв – единица, используемая для сравнения излучающей способности парниковых газов с диоксидом углерода. Совокупный парниковый эффект, вызванный тем или иным источником.
**** Транспортный след:
Расстояние от ретейлера до фермы — 120–130 км. Среднее значение — 125 км. Расстояние не изменяется при производстве большего количества упаковки, соответственно, на углеродный след влияет только ее количество.
Транспортный след упаковки до производства («честный литр») = расстояние в км * вес бутылки * N штук * углеродный след на ед. пути = 125 км * 26 г * 183 * 0,54457 =
УС автомобиля грузоподъемностью 3,5–7,5 тонны класса EURO 4 [т*км] — 0,54567 кг CO2-экв.
УС автомобиля грузоподъемностью 16–32 тонны класса EURO 4 [т*км] — 0,172 кг CO2-экв.
Объем | "Честный литр" (1 литр) | 0,93 литра | 0.9 литра | 0,87 литра |
Количество упаковки | 183 шт. | 197 шт. | 203 шт. | 210 шт. |
Транспортный углеродный след от упаковки за год (3,5-7,5 тонн) | 125 * 26 кг * (10^-3) * 183 * 0,54457 г СО2/кг*км = 323,9 г | 348,7 г | 359,3 г | 371,7 г |
Транспортный углеродный след от упаковки за год (16-32 тонн) | 125 км *26 кг * (10^-3) *183*0,172 г СО2/кг*км= 102,3 г | 110,1 г | 113,5 г | 117,4 г |
Сокращение углеродного следа по сравнению 0,87 литра | 87,1% * X | 93,8% * X | 96,67% * X | 100% * X |
Абсолютная разница за год на человека при авто (3,5-7,5 тонн) | 0 | +24,8 г | +35,4 г | +47,8 г |
Абсолютная разница при авто (16-32 тонн) | 0 | +7,8 г | +11,2 г | +15,1 г |
****** Рассматриваются типовые пластиковые бутылки, в которых визуально наблюдается недолив
Автор текста Екатерина Фадеева
Комментарии (0)