Слава украинского режиссера началась десять лет назад в Петербурге – со спектакля «Тарас Бульба». Cегодня Жолдак востребован всей Европой благодаря своим постановкам классики, в том числе русской. На юбилейном фестивале «Балтийский дом» он покажет  премьеру «Москва – Петушки» по книге Венедикта Ерофеева.     Мои спектакли не эпатажные. Это осколки снов – понятных,   запутанных, сюжетных, шоки-рующих. Иногда человеческих,   иногда звериных. Мне часто снятся звери в лесу, особенно   олени, поэтому в моих спекта-клях много чучел. Я стараюсь   пересказать сны языком театра – с помощью артистов, звуков,   тишины, света, движения и тек-стов. Иногда сны приходят ная-  ву, даже когда мы, «нормальные люди», читаем, смотрим в окно,   едим, быстро бежим, целуемся и дышим, плаваем и молчим.   Эти сны пролетают сквозь и становятся частью нас, хотим   мы того или нет. И есть люди, которые их запоминают, кото-  рые в момент встречи с ними начинают волноваться и вибри-  ровать, а затем ретранслируют эти мельчайшие вспышки.     Подсознательные пружины, присутствующие в зрителе, состоят из страха, напряжениянаслаждения и конфликта с этим непонятным   искусством. В момент встречи с ним мы становимся частью сложнейшего блистательного мира, и этот блеск освещает темноту нашего подсознания. Как будто в черном небе внезапно возникают серебряные и зеленые вспышки-выстрелы, вспышкисалюты, которые освещают на мгновение тьму, или мы стоим у края пропасти, сжав в руке факел, а затем бросаем его вниз и видим, как быстро в черной бездне исчезает свет. Но от этих вспышек в ночи у зрителя остается внутренняя память.     Театр – это пространство, куда «нормальный человек» проваливается и где пропадает. Свойство театра – сильные поля, я называю их втягивающими, которые состоят из многоуровневых и многовариантных значений. При встрече с ними наступает момент удивления, иногда испуга. Чем более развито общество, тем больше у «недочеловека» (а мы все – только на пути к человеку) открываются руки-щупальца, глаза и уши и тем больше возникает новых чувств у этого «человека падающего». И настает момент, когда он превраща-  ется в «человека поднимающегося», «человека растущего», «человека ви-дящего». Некоторые после всего это-го хотят опять провалиться, а у тех, чьи ум и душевные движения развиты слабо, возникает желание убежать от такого театра.     Такие короткие мысли у меня, украинского режиссера, воз-  никли в этом ирреальном зеркально-искаженном городе – Петербурге. Мы репетируем в гигантском пустом месте, в тишине театрафестиваля «Балтийский дом», тексты безумного Венедикта Ерофеева с прекрасными русскими актерами и гениальным гипнотизером, литовским великаном Владасом Багдо-  насом.     «Москва – Петушки».      Театр фестиваль «Балтийский дом»,   7 октября                              
                        
Комментарии (0)