Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

ВЫСТАВКА, ГДЕ КАРТИНЫ ПОЮТ БАРИТОНОМ ХВОРОСТОВСКОГО

В Красноярске стартовал фестиваль искусств, носящий имя самого знаменитого земляка — Дмитрия Хворостовского. И пока со сцен будут литься бессмертные арии, в залах Художественного музея развернулась не менее впечатляющая мистерия. Выставка «Сибирская легенда. Хворостовский» — это не просто коллекция картин по случаю.

Это смелая попытка визуализировать душу артиста, найти «сибирский код» его гения и показать, что мировая слава рождается не в столичных акустических залах, а среди суровой красоты сибирских пейзажей и стальных каркасов заводского Красноярска.

Кураторы подошли к биографии певца как к эпическому роману, разделив его на три смысловые главы: Красноярск, Сибирь и Россия. Это не хронология, а восхождение по спирали: от точки отсчета — к широкому простору, сформировавшему характер, и далее — к осознанию себя частью великой культуры.

Сергин В.А. Город на Енисее. 1974. Холст, масло. 152х190

В главе «Красноярск» зритель встречается с молодым Димой. Здесь работы Андрея Поздеева с их одухотворенной, почти музыкальной хаотичностью линий и Валерьяна Сергина, запечатлевшего индустриальный ритм города. Это фон юности — время поисков, первых побед и той самой закалки, о которой так часто говорят, глядя на стальной взгляд уже зрелого Хворостовского. Глава «Сибирь» — это дыхание земли. Монументальные полотна Тойво Ряннеля и Бориса Ряузова — не просто красивые виды. Это портрет могучего, сурового края, который не воспитывает, а выковывает. В этих бескрайних таежных просторах, могучих реках и ясном небе можно найти истоки той внутренней силы, той пронзительной глубины, которая заставляла зал замирать при первых же нотах в его исполнении.

Нестеров М.В. На Волге. 1929. Холст, масло. 73.5×77.0

И, наконец, «Россия». Здесь выставка совершает неожиданный виток, представляя работы Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Архипа Куинджи, Михаила Нестерова. Казалось бы, при чем здесь Хворостовский? Именно при том. Это та самая Россия, которую он носил в сердце, будучи гражданином мира. Васнецовская былинная мощь, врубелевская демоническая страсть, нестеровская кроткая одухотворенность — все эти грани русской души слышны в его голосе. Он не просто пел русские романсы и арии — он являл миру саму Россию во всей ее сложности и во всем величии.

Лекаренко А.П. Городской пейзаж. 1969. Х., м. 118 х 155

Главная магия выставки — в создании уникального диалога. Суровый стог, написанный Ряузовым, вдруг начинает звучать отзвуком романса «Однозвучно гремит колокольчик». А ирреальные миры Поздеева оказываются визуальной партитурой к ариям из «Онегина». Музыкальное сопровождение — записи самого маэстро — не просто фон, а полноправный экспонат, дорисовывающий то, что кисть оставила за кадром. 

Дополняют этот многоголосый портрет фотографии из архивов. Вот он — молодой студент педагогического колледжа, еще не знающий о «Ла Скала» и «Ковент-Гардене». А вот — уже мировая звезда, но с тем же прямым сибирским взглядом.

У вас есть время до 25 января 2026 года, чтобы совершить путешествие — от истоков к вершине, от Красноярска — к вечности. И услышать, как картины поют голосом Хворостовского.

Комментарии (0)

Наши проекты

Купить журнал:

Выберите проект: