Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

ИНТЕРВЬЮ С ДЖЕММОЙ АВЕТИСЯН ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»

«Золотая Маска» — это не итог, а топливо для новых идей. Для Джеммы Аветисян триумф со спектаклем «Восемь женщин» на самой престижной театральной премии страны стал не финалом, а мощным импульсом. В интервью для Собака.ru главный режиссёр Красноярского музыкального театра и художественный руководитель новосибирского «Первого театра» поговорили: о возрасте как преимуществе, профессиональной требовательности к себе и о том, почему театр остаётся искусством, которое невозможно заменить.

Юлия Раскова

Какие были ощущения, когда назвали твоё имя на «Золотой Маске»?

Это было неожиданно. Конкуренция серьезная. С большим уважением отношусь к Алексею Борисовичу Франдетти, и оказаться с ним в одной номинации — честь. Первые секунды не осознаешь, что произошло. Полное понимание приходит на следующий день, когда на телефон начинают поступать звонки и сообщения. Безумно приятно и ценно получить признание профессионального сообщества — это знак, что тебя видят и оценивают на высоком уровне. Но это не только моя победа. Спектакль «Восемь женщин» создавался большой командой: артистами, постановочной частью, цехами. Горжусь, что театр уже не первый год укрепляет позиции на таких конкурсах. Но это не предел. Будем двигаться дальше и доказывать, что наши работы достойны наград.

Красноярский музыкальный театр

А как изменилась жизнь после?

Думаю, это романтизированная история — будто после чего-то жизнь меняется. Меняться можешь только ты. Жизнь идет своим чередом. Так же ставлю спектакли, работаю с двумя прекрасными командами — «Первого театра» и Красноярского музыкального театра. Так же прихожу в репетиционный класс, что-то ищу, что-то знаю, в чем-то сомневаюсь. К счастью, когда переступаешь порог театра, ты не приносишь с собой награды — они в репетиционном зале ничем не помогут. Это иллюзия. Приходишь только ты и те смыслы, которые хочешь донести, которыми стремишься заразить и вдохновить команду.

Задача режиссёра – чтобы каждый в команде чувствовал себя соавтором. Как этого добиться?

Это процесс, и не всегда гладкий, потому что все мы разные. Я с первых шагов в профессии поняла: важно быть собой. Когда ты естественен, люди это чувствуют и располагаются к тебе. Второе — режиссер должен четко видеть цель. Даже если не проработан каждый шаг, но понятен финальный результат — команда пойдет за тобой. Это неосязаемые вещи, которые сложно вербализовать, энергетическое, интуитивное поле. Лидер невозможен без харизмы.

Юлия Раскова

Ты часто работаешь с классикой, но тебя отмечают за современный язык. Как адаптировать классику для сегодняшнего зрителя?

Метод действенного анализа позволяет найти в любом произведении ключевые, фундаментальные события — столпы, на которых держится история. Есть чувства, которые знакомы каждому: первая любовь, ревность, потеря, поиск себя. Неважно, ставишь ты Шекспира или Толстого — нужно понять суть. Мой мастер Сергей Николаевич Афанасьев рассказывал историю про известного режиссера, который ставил «Гамлета» с детьми и спросил их, почему Гамлет такой. Один мальчик ответил: «У него убили папу». Мы часто накручиваем сложные философские конструкции, а суть бывает проста.

Задача режиссёра понять ключевые события пьесы, в чём её основа, сердцевина. Найти то, что запускает весь механизм, от чего исходит пульсация по всем героям.

Как не перейти грань между актуализацией классики и вмешательством в авторский замысел?

Сложный вопрос. В искусстве четкой грани нет, в отличие от точных наук с формулами и аксиомами. В этом и сложность, и красота. Искусство субъективно, и понятие этой грани сводится, во-первых, к внутренней культуре и воспитанию зрителя. Во-вторых, к пониманию и профессионализму режиссера. Истины в нашей профессии все-таки есть. Образование дает нам инструменты, которые, подобно скальпелю хирурга, позволяют точно извлечь главную боль и суть пьесы. Мой мастер сказал фразу-постулат: «Все, происходящее на сцене, должно быть или прекрасно, или необходимо».

Юлия Раскова
Юлия Раскова

Хорошо, грань условна, но есть внутренний ориентир. Для тебя он в чём?

Теодор Курентзис очень точно сказал: «Искусство — это путь от раны к ране». Моя задача — найти эту рану, проявить и показать ее. Хорош тот спектакль, где зритель чувствует боль персонажа. Неважно, Анна Каренина это, Зоя Пельц или Васса Железнова — у каждой есть своя рана, которую нужно вскрыть. Чтобы зритель мог ее почувствовать и прикоснуться к ней. Вот и все.

А как ты работаешь с пространством?

Пространство для меня — это создание атмосферы. Оно всегда условно. Я избегаю как бытовой подробности, так и музейности. Стараюсь использовать знакомые символы, через которые рождается нужное ощущение. Например, пространство с парой чемоданов, креслом и лампой может читаться как московская советская квартира. А двенадцать серых колонн легко превращаются в безликий город.

Тебе часто задают вопрос про возраст. Молодой режиссёр, руководитель... Возраст помогает или мешает?

Считаю, это преимущество. Много сил и энергии, которые можно вложить в работу. С другой стороны, для некоторых людей это становится странным условием, которое вызывает вопросы. Но, по большому счету, неважно, сколько тебе лет, какого ты пола или национальности. Важен художественный результат.

Юлия Раскова

Отношение к женщине и мужчине в профессии разное?

Это фундаментальная основа нашего общества, менталитета. Изначально у мужчины и женщины были разные функции, и этот код в нас очень глубоко сидит. Главное — самому себе не давать поблажек. Если начинаешь говорить: «Мне всего 27, я же девочка» — это значит делать себе скидку. Никаких поблажек. Это был бы не шаг, а огромный скачок назад. Это слабость. Конечно, бывают моменты, когда сомневаюсь или хочу отдохнуть. Можно взять день, отменить встречи. Но после — возвращаешься и работаешь двенадцать часов без перерыва.

Музыкальный театр называют синтетическим жанром. Что первично: драма, визуал или музыка?

В музыкальном театре первична музыка. Это его суть. Она — главенствующий элемент, будь то оперетта, мюзикл или опера. И она несет не развлекательную функцию, а глубокую музыкальную драматургию. Композитор все в музыке зашифровал: паузы, смены тональности, гармонии. Задача режиссера — это расшифровать. В драматическом театре ты работаешь только со слоем текста. В музыкальном — с музыкальным и текстовым. Задача — соединить их и воплотить на сцене.

А какую роль музыка играет в твоей жизни?

Колоссальную. Фундаментальную. Если убрать музыку, я, можно сказать, перестану жить.

Когда появилась эта связь?

С детства. Я с юности играю на барабанах, фортепиано, гитаре. Но осознала эту связь лет пять назад, когда начала профессиональный путь. Поняла, что в каждой моей работе есть музыка. Без нее спектакль становится пустым, теряет что-то жизненно важное.

Почему люди ходят в театр сегодня?

Думаю, за живой эмоцией. За теми вопросами, которые иногда страшно задать. Мы приходим и на два часа погружаемся в другую реальность. Каждый спектакль — это отдельная вселенная. И главное — это живое общение. Ключевое слово — живое. Кино уже отснято и смонтировано. В театре вы сами выбираете, на что смотреть. Как говорит мой мастер: «Спектакль — это глубокая правда жизни в яркой театральной форме». Действие может происходить где угодно — в волшебном городе, советской квартире или вымышленной стране. И хотя условия и персонажи могут не соотноситься с реальностью, мы неожиданно узнаем в них себя, своих близких, пережитые ситуации. Сходить на один и тот же спектакль дважды — значит увидеть два разных спектакля. Даже с тем же составом артистов будет другое, неповторимое проживание. В этом и есть магия театра.

Комментарии (0)

Наши проекты

Купить журнал:

Выберите проект: