После долгих путешествий и творческой паузы художница Надежда Лесная заново открывает для себя родной город и его культурные коды. О том, как случайный жест бармена становится картиной и почему ее диалоги — молчаливые, можно будет узнать на ее первой персональной выставке в Перми с азиатским флером. Выставочный проект «Молчаливые диалоги» открывается 21 октября в арт-пространстве «Другие круги».
Ваша первая выставка прошла в Москве почти 20 лет назад, вы много выставлялись за границей. И вот теперь — первая персональная выставка в родной Перми. Почему именно сейчас?
Пришло время. В Россию я вернулась в 2020 году, буквально за день до закрытия границ. Почти сразу вышла замуж и родила ребенка. Потом начались глобальные санкции. На мое затишье также повлиял декрет. Поскольку дочку я родила поздно, то полностью погрузилась в ее воспитание. Хоть выставки и отошли на второй план, без дела сидеть я не могла. Открыла мастерскую-студию, где давала творческие мастер-классы, проводила встречи, уроки и мероприятия. Сейчас возвращаюсь в привычное творческое русло.
Вы много времени провели на Бали, и коллекция «Молчаливые диалоги» родилась из встреч с людьми в Индонезии. Как эта среда — ее культура, природа, энергетика — повлияла на ваш художественный язык? Можно ли сказать, что ваш стиль сформировался именно там, вдали от пермских и московских художественных школ?
Индонезия открыла новую главу в моем творчестве. На Бали я погрузилась с головой в живопись. Остров будто направил мой взгляд художника на природное, на естество и научил фокусироваться на настоящем моменте. Появилось ощущение, что я снова в творческом поиске. Когда я только училась, пробовала многие творческие направления и экспериментировала с разными стилями и материалами. Очень любила писать грубыми штрихами маслом и работать с акварелью, обильно разбавленной водой. Балийская жизнь подарила мне новые навыки — я познала новый стиль письма, просто позволив руке свободно работать.
В описании вашего творчества есть красивая формула: переход от впечатления к выражению. Не могли бы вы на конкретном примере рассказать, как это происходит? Что может стать тем самым «впечатлением» — мимолетный взгляд, звук, фраза — и как этот импульс превращается в образ на холсте?
На холсте выражаются мои личные впечатления от жизни. Это могут быть как окружающие люди и зацепившие взгляд предметы, так и внутренние ощущения и чувства.
Я привыкла фотографировать людей или снимать на видео — так запоминаю их образ. Накопившиеся кадры превратились в коллекцию «Молчаливые диалоги». Каждой картине уделяю достаточно времени, чтобы отразить сюжетную линию с эмоциями и впечатлениями.
Импульсом может послужить все что угодно. Однажды в одном из заведений меня впечатлил бармен, сделавший всего лишь одно движение рукой. Этот жест меня зацепил, и я сфотографировала мужчину. Потом этот случайный человек предстал на моем полотне. Та же история происходит со звуками и фразами. Я доверяюсь ощущениям и помню, что этих людей я фотографирую не просто так. Однажды их лик станет главным героем моей картины.
Ваши портреты — это не о личностях, а об историях, рассказанных через символы. Есть ли в экспозиции работа, которая является для вас квинтэссенцией этого подхода? Расскажите историю одного из «Молчаливых диалогов», зашифрованного в портрете, чтобы зритель мог понять, как «читать» ваши картины.
Коллекция не зря получила название «Молчаливые диалоги». Каждый зритель должен по-своему ощутить состояние, заложенное в полотне. В этом подходе и кроется ценное таинство живописи.
Известно, что на выставке в Перми будут собраны работы разных периодов, созданные за границей. Как вы собирали эту экспозицию? Было ли сложно объединить их общей идеей?
В экспозицию вошли в основном картины из одного портретного периода. Он господствовал в моем творчестве с 2017 до 2020 года. В нее также попали некоторые пейзажные работы. Портрет и пейзаж всегда плавно перетекают друг в друга. Инструменты работы тоже мало чем отличаются: акварель или акрил, бумага или холст. Поэтому все полотна несложно объединить.
Вы смотрите на мир, на людей, и переносите эти впечатления на холст. А как вы сейчас смотрите на Пермь? Находит ли ваш «внутренний художник» здесь новые впечатления, сюжеты, лица, которые могут стать основой для будущих работ?
Когда я приехала в родной город, увлеклась местными культурными кодами. Если в азиатский период в моем творчестве преобладали обезьяны, то сейчас на полотнах оказались волки и, конечно же, медведи. Можно сказать, что в творчестве начался «Пермский период». Также вдохновением стали мои предки. Именно память о них вынудила меня покинуть Бали и вернуться в Россию. Уже в родных краях я закончила давно начатый портрет своей бабушки.
Пока мне трудно находить новые впечатления из-за изменившегося темпа работы и в целом жизни. Тем не менее от дефицита вдохновения я не страдаю: сейчас пишу самое большое полотно за всю историю моего творчества.
nadyalesnaya.com
vk.com/nadyalesnaya
t.me/nadyalesnayaart
Реклама. ИП Якомульская А. П. ОГРНИП 321774600463107. 16+
Комментарии (0)