18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Поделиться:

Ильшат Байбурин – Элизе Савасиной: «Меня воспринимали как художника, который временно увлекся дизайном. А архитекторы – как дизайнера, который вторгся на их территорию»

Ильшат Байбурин одновременно известен как художник, архитектор, дизайнер и арт-директор студии ParadoxBox. В честь 20-летия студии главный редактор и издатель «Уфа.Собака.ru» Элиза Савасина пообщалась с лауреатом премии «Любимые художники Башкирии» о позиционировании бренда, любви к риску и необходимости найти собственную нишу в искусстве.

Ильшат Байбурин

Ильшат Байбурин

Ильшат, 20 с лишним лет мы с тобой знакомы. Я очень отчетливо помню момент, когда мы с арт-директором нашей глянцевой сети (Юлия Стерн – прим.ред.) сидели с тобой у нас в редакции в здании ЦНТИ на цокольном этаже и уговаривали тебя выйти к нам в журнал на должность арт-директора. Люблю вспоминать те моменты из прошлого, когда мы сами только начинали нашу глянцевую жизнь в Уфе. Ты долго Юлю слушал, но потом сказал, что все интересно, но ты подумываешь над тем, чтобы открыть свое агентство. А тогда ведь открыть свой бизнес в рекламном мире – это было далеко не так просто, как сейчас, это был такой вызов, смелость. Те, кто нас с тобой сильно моложе, этого точно сейчас не поймут. И агентству уже 20 лет. Скажи мне, чем ты больше всего гордишься за эти 20 лет профессиональной деятельности?

Да, я тоже помню этот разговор. Действительно, это было интересное предложение со стороны издательства, но я хотел свое агентство. На тот момент мне уже не хотелось работать под чьим-то началом, во-первых. А во-вторых, я понимал, что никто лучше меня самого не знает, как делать проекты того уровня, которые я хотел. И так совпало, что череда обстоятельств в итоге свела меня с Леной Осадовой, проводившей у нас в городе потрясающий фестиваль рекламы «Я!Года». На этом фестивале мы решили участвовать с агентством, в котором я был арт-директором на тот момент. Тогда мы взяли главные призы в своих номинациях и в итоге познакомились с Леной. А потом я пригласил Лену, которая осталась тогда без работы, директором в агентство. И затем опять череда обстоятельств – сложных и трагичных на самом деле – привела к тому, что мы открыли свое агентство. На тот момент коллектив состоял практически только из наших с ней друзей, поэтому и работать было легко и сложно одновременно: с друзьями все-таки нужно дружить, а не работать.

Я занимался тем, что любил и знал, я был в своей среде

Мы стали активно принимать участие в российских и международных фестивалях рекламы и дизайна, занимать первые места. И через три года стали брендинговым агентством №1 в России!* Потом долгое время входили в топ-5 лучших агентств России. Тогда участие в фестивалях дало нам известность и выход на международный профессиональный рынок, принесло мне новых друзей из разных городов – цвет российского дизайна и рекламы. Было ли сложно? И да, и нет – я занимался тем, что любил и знал, я был в своей среде. Ты спрашиваешь, чем я горжусь – горжусь тем, что мы смогли добиться этих профессиональных высот, наши проекты напечатаны в международных изданиях, а некоторые были признаны мировыми трендами международным жюри. Горжусь тем, что я сделал проекты, меняющие действительность – это и турбренд Terra Bashkiria, например, и архитектура клубного дома «Соты», Kremlewski, которые были отмечены российской архитектурной средой и за которые я получил звание «Лучший архитектор года РБ». Горжусь многими работами. И главное – горжусь, что мы 20 лет делаем красивые проекты и живем тем, что делаем головой и сердцем. Это очень непросто – особенно в России и особенно в регионе.

«Ангел». Из серии «Знаки свыше». Дорожный знак, масло. 70х70. 2024

«Ангел». Из серии «Знаки свыше». Дорожный знак, масло. 70х70. 2024

Ты по образованию художник, закончил худграф нашего педуниверститета (прямо как Шевчук), и что мне приятно, ты все время про это пишешь, постоянно им помогаешь, дипломников оцениваешь. Как тогда, в начале 2000-х, ты из художника смог быстро стать дизайнером, да еще таким? Тогда ведь толком интернета-то еще не было даже, образование графическим дизайнерам в Уфе никто не давал.

В моей жизни много неслучайных случайностей и авантюр. Действительно, закончив худграф, который обожаю, я пытался жить, будучи художником. Но быть художником и сейчас непросто, а тогда было невозможно. Поэтому я много где поработал, был и охранником ВОХР в музее, и подбирал краски в автомобильном колер-салоне, и автомобили шкурил… Пока однажды не попал в открывающийся тогда «Гостиный двор». Им нужен был дизайнер в рекламное агентство. Я же не разбирался тогда в дизайне вообще, более того – даже не знал, как включается компьютер в прямом смысле этого слова. Но на собеседовании сказал, что владею необходимыми графическими программами, и меня взяли на заметку. А потом за две недели я изучил базовый уровень владения ими и где-то через месяц вышел на работу. Для меня нет водораздела между видами искусства – поэтому, думаю, я быстро «понял» дизайн. Ну и практика – а тогда мы с нуля за несколько месяцев оформили «Гостиный двор» и «упаковали» всех арендаторов, которые стали «бутиками», работа в тандеме с хорошим профессионалом – главным дизайнером «Гостиного двора» – все это дало результаты. А потом, где-то через год, нам уже стало тесно вдвоем и я ушел – сначала в татарский театр «Нур» заведующим постановочной частью, потом главным дизайнером в спирто-водочный комбинат «Золотой век», ну и затем уже арт-директором в агентство «Базовый элемент», с которым мы и участвовали в «Я!Годе». Я благодарен всем людям, повстречавшимся на моем пути – в той или иной степени они все мои учителя. Мы ведь все учимся друг у друга.

Было когда-нибудь желание выйти на федеральный уровень в отношении клиентов, то есть переехать в Москву, увеличить штат, повысить цены, работать с московскими компаниями в большей степени?

Конечно, было желание переехать в Москву… И сейчас есть. Но личные обстоятельства – пожилые родители – не позволили мне это сделать. И я считаю, что сделал правильно. Понимаю это особенно остро сейчас – когда их уже нет.

«Дорожные работы». Из серии «Знаки свыше». Дорожный знак, ассамбляж. 85х75. 2023

«Дорожные работы». Из серии «Знаки свыше». Дорожный знак, ассамбляж. 85х75. 2023

«Признание в любви». Дорожный знак, масло. Из серии «Знаки свыше». 70х70. 2023

«Признание в любви». Дорожный знак, масло. Из серии «Знаки свыше». 70х70. 2023

Ильшат, вы, в общем-то, всегда работали с высокой ценой за ваши услуги. Вот скажи, как ты смог это сделать? Притом, что ты сам очень эмпатичный человек и, думаю, все постоянно просили у вас скидки и уменьшение цен. Сама работаю в рекламном рынке, поэтому мне интересно.

Ты знаешь, мы как-то сразу решили, что будем «дорогими». Это было такое интуитивное позиционирование. И потом, я же видел, что мы делаем проекты лучше всех в Уфе и лучше многих в России. Да, сначала было непросто объяснять заказчикам, почему у нас это стоит дороже, чем у других. Но людям нравилось то, что мы делали. К тому же мы делали всегда больше договора – просто потому, что я хотел этого. Мне это нравилось, хотел максимального раскрытия проекта. Ну а после того, как мы стали топовым агентством с наградами международного уровня, такие вопросы отпали.

Расскажи про команду агентства. Сколько у вас человек, есть ли те, кто работает очень много лет?

Я люблю минимализм, поэтому никогда не хотел огромного штата. Уверен, для хорошего эксклюзивного уровня большой штат только мешает. Ну и хороших профессионалов, на самом деле, немного. Да и в принципе – практически все дизайн-команды в России небольшие, до 10 человек. Мы в таком же диапазоне, хотя всегда в поиске хороших дизайнеров. И есть человек, который у нас в команде почти с самого начала – 20 лет.

«Синий вечер на Белой реке». Холст, масло. 80х60. 2022

«Синий вечер на Белой реке». Холст, масло. 80х60. 2022

«Ветка яблони». Холст, масло. 50х40. 2022

«Ветка яблони». Холст, масло. 50х40. 2022

«Ветреный день». Холст, масло. 70х50. 2021

«Ветреный день». Холст, масло. 70х50. 2021

Ты начал много рисовать в последние несколько лет. Просто вдруг этого захотелось или рисовал всегда, но не рассказывал об этом? Люди, оценке которых я доверяю, говорят, что ты как художник очень профессионален. Я почему-то мимо ушей это пропускала всегда, думала, ну хобби у тебя такое просто, то есть для меня ты мегапрофи в дизайне, и как будто картины – это что-то менее важное, но вот сейчас я меняю отношение: возможно, ты как раз в мировой истории будешь известен как художник?

Спасибо тебе за этот вопрос. Он, наверное, главный для меня. Действительно, я всегда хотел быть художником и долгое время относился к дизайну как к чему-то временному. Парадоксально, но мои однокурсники всегда воспринимали меня именно как художника, который временно увлекся дизайном. А архитекторы – как дизайнера, который вторгся на их территорию и занялся архитектурой. Сейчас я будто завершил большой внутренний цикл и возвращаюсь к искусству уже на другом уровне, с опытом в этих сферах. Значит, так было нужно. Наверное, я всегда и был художником, и это давало мне другой взгляд как в дизайне, брендинге, так и в архитектуре. Мне посчастливилось быть близко знакомым с Борисом Федоровичем Домашниковым, часто вспоминаю наши с ним разговоры и важные слова, которые он мне однажды сказал. Я постараюсь их оправдать.

«Сирень». Холст, масло. 50х40. 2024

«Сирень». Холст, масло. 50х40. 2024

«Солнечный осенний день». Холст, масло. 50х50. 2024

«Солнечный осенний день». Холст, масло. 50х50. 2024

Ты будто молодой парень всегда. Это вопрос не столько про гены, сколько про твое восприятие жизни. Почему ты как будто 25-летний для меня, скажи?

Восприятие возраста и жизни – оно внутри. Думаю, мне как раз 18 и вряд ли будет больше. Ну и гены, конечно. Спасибо родителям!

Каким ты видишь свое агентство через 10 лет?

Максимально автономным от меня. Потому что хочу основное время свое посвятить искусству сейчас.

Хотел бы учить детей рисовать?

Думаю, даже не детей, а людей, которым это интересно в более осознанном возрасте. Детей учить невозможно – они уже художники.

* По рейтингу Ассоциации Коммуникационных агентств России (главный сводный российский рейтинг всех агентств) 

Фото: Дмитрий Носков

Материал из номера:
Апрель 2025

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: