2021 год: Олег Чегодаев стал первым в истории, кто прошел пешком Уральские горы от юга до севера. 2025 год: уфимский путешественник ставит новый рекорд – за 118 дней он в одиночку проплыл на каяке более 4850 км, достигнув Северного Ледовитого океана. Он рассказал, сколько стоила такая одиссея, как он питался все четыре месяца и почему психологическая выдержка важнее физической.
Как родилась эта цель – стать первым в истории, кто в одиночку прошел такой маршрут: от верховьев реки Белой до Карского моря?
Да, вы правы, скорее всего такой маршрут до меня еще никто не проходил на Урале, но моя главная цель была другой – не стать первым, а просто еще раз войти в состояние большого похода, большой экспедиции. Это совершенно особенное состояние: хотелось снова почувствовать этот кайф, удовольствие, в какой-то степени сделать чуть больше, чем сделал в 2021 году, пройдя Урал пешком.
Эта идея возникла полтора года назад. Спустя четыре дня я уже был в национальном парке «Башкирия», проверял свою гипотезу – смогу ли перетащить пластиковую лодку через горы.
И как гипотеза?
Отлично, все работает. Там я смог перетащить лодку из Агидели в Нугуш.
Отправляясь в такое путешествие, нужно иметь огромную мотивацию. Какую цель вы ставили перед собой?
Я ставлю перед собой задачу популяризации Урала в масштабах страны и мира. И на протяжении многих-многих лет движусь к ней. Других целей и задач у меня нет.
Когда вы только представляли, что доплывете до Северного Ледовитого океана, было ли страшно? Или драйв все перекрывал?
Безусловно, когда начинаешь готовиться, когда понимаешь масштаб задачи, это сильно тебя тревожит, ведь ты ставишь на кон очень многое: не знаешь, как поведет себя организм при новой нагрузке, какая будет погода. При этом вкладываешь много денег и времени, если хотите, свое имя – рассказывая всем о своей идее. Конечно, боишься, а вдруг что-то не получится. Горы, реки, пороги, паводки, дикие животные – это повышенная опасность. Не было желания делать свою семью сиротами, поэтому необходимо было все продумать, каждую мелочь, каждую деталь. Но знаете, несмотря на все, что я сказал, это был какой-то приятный стресс и уже знакомый, не как в 2021 году.
Итак, старт позади, вы начали свой маршрут. Как проходил ваш день – поделитесь рутиной путешественника?
Все было до банальности просто: я просыпался с рассветом, снимал, если было что-то красивое, греб, обедал, греб, вставал на ночевку, провожал закат. Записывал на диктофон свою книгу, монтировал один вертикальный ролик, писал пост, обрабатывал фотографии, спал несколько часов – и так день за днем. Понятно, что в зависимости от рельефа, достопримечательностей и разных погодных условий дни иногда различались, но в целом матрица была такая. Основа – движение вперед, только вперед.
Вы заранее продумывали точки отдыха и ночевки или в моменте решали, где остановиться?
Весь маршрут у меня был продуман заранее, еще зимой сел, прописал, измерил, расписал каждый день: как я буду идти, сколько буду проходить км. Единственное, я всегда стараюсь перевыполнить планы, поэтому у меня маршрут был рассчитан на 150 дней, а прошло 118. И в этом кроется важный момент для моей психики: люблю соревноваться. Когда идешь один, соревноваться не с кем, поэтому соревнуюсь с собой. И это отлично мотивирует.
Чем вы больше рассказываете, тем больше появляется новых вопросов. К примеру, сколько км вы проходили в день, чтобы справиться за 118 дней?
Средняя цифра здесь не очень показательна, примерно 42 км, но это в целом мало имеет отношения к действительности, все зависит от течения и ветра, которые каждую минуту могли меняться: условно, если двигался вниз по течению, то мог пройти до 108 км.
Вы плыли на каяке, в который входит ограниченное количество вещей. Расскажите о снаряжении, которое вы взяли с собой. Ведь находиться четыре месяца вне дома, где все под рукой, крайне сложно.
Если говорить в целом, то снаряжение поделил на три основных категории. Первое – водное снаряжение: морской каяк 4,5 метра с двумя большими герметичными отсеками для снаряжения, две пары весел (одно запасное, одно рабочее), спасательный жилет и всякая другая мелочь, которая защищает от воды. Второе – снаряжение, которое используется для комфортной жизни: это палатка, спальник и все остальное, с чем вы ходите в обычные походы. Одежда, преимущественно водонепроницаемая. И третье – фото, видео, электронная техника, коптер, фотоаппарат, два телефона, всевозможные приспособления, солнечная батарея, множество повербанков, спутниковый передатчик, чтобы передавать свое местоположение, спутниковый модем, чтобы передавать через спутник по интернету фото и тексты и освещать одиссею в реальном времени. И, конечно же, оставляем место для еды. Общий вес вместе с лодкой – 55-60 кг.
Кстати, насчет еды: что вы ели и как пополняли запасы?
Питался хорошо. Всю еду разделил на 14 частей и соотнес с этапами путешествия. Мои мама и дочки помогли собрать все продукты (преимущественно это крупы и сублимированные продукты), и потом супруга Татьяна отправляла мне их в назначенные заранее точки, куда я приплывал. Это могла быть какая-нибудь почта в поселке, кордон заповедника, железнодорожная станция. Спасибо РЖД, что помогли. Я просто получал продукты на 10-12 дней и шел дальше.
Как удавалось поддерживать связь с семьей? Ведь даже в городе бывают перебои с сетью, а в глухих местах…
Во-первых, у меня были все сим-карты всех операторов страны, и я просто искал, где есть связь, все перебирал. На самом деле, я проплывал много населенных пунктов, поэтому связь была. А когда пропадала – у меня с собой был спутниковый трекер, который передает в реальном времени мое местоположение и через который можно переписываться сообщениями. А также у меня была с собой специальная спутниковая точка доступа к интернету, через которую я тоже мог переписываться, отправлять фотографии. Поэтому я себя не чувствовал одиноко, практически всегда мог пообщаться с супругой, семьей и тысячами подписчиков.
Значит, вы не чувствовали себя как герой фильма «Изгой» Чак Нолан – один в огромном океане?
Нет. Всегда знал, что за мной наблюдает множество людей (Смеется.) И меня периодически люди встречали на маршруте. Реки – это дороги, по рекам всегда очень много движется людей вперед, вверх, вниз. И это не был сплошной автономный маршрут. Были дни, конечно, когда я никого не видел, но крайне редко. Да и в целом мне очень нравится одиночество, поэтому не испытываю большого стресса из-за этого.
Когда доплыли до Северного Ледовитого океана, что почувствовали?
Почувствовал, что морская вода, которая попала мне в штаны, оказывает тлетворное влияние на кожу (Смеется.) На самом деле, последние метры, последние моменты ничего тебе уже не дают, когда ты шел 118 дней. Финиш – это такая обыденность, все уже свершилось, потому что главное – не цель, а путь. И вот все эти 118 дней, они были более важны, наполнены эмоциями, какими-то свершениями, а там это уже просто финиш, я пристал и пошел искать душ.
Подписчики в соцсетях называют вас сверхчеловеком с безграничной силой воли, незнающий страха. А как вы бы сказали о себе?
Я не считаю себя каким-то сверхчеловеком, просто очень целеустремленный. Такие маршруты ходятся в первую очередь не ногами и не руками, а головой. В них очень важна психология. Да, я тренируюсь, готовлюсь к физическим трудностям, но повторюсь, здесь главное – психологическая выносливость, а все остальное приложится.
«Одиссея» не знает конца – это далеко не финиш, верно? Что дальше?
Да, конечно. «Одиссея» – это большой проект, который выполнен только на 20-25%. Сейчас мне нужно обработать десятки тысяч фотографий, терабайты видео, сделать многосерийный фильм, выпустить в этом году календарь и написать книгу. И вот когда все будет закончено, тогда я начну думать о следующем своем большом проекте.
Все путешествие – ваша личная инициатива, никем не спонсируемая. Во сколько вам примерно обошлась поездка?
В целом за полтора года я потратил около двух миллионов рублей на организацию. Это снаряжение, физическая подготовка, медицина. Мне приходилось решать некоторые проблемы со здоровьем для того, чтобы все прошло эффективно. Ну и логистика тоже требовала достаточно много денег. Но я думаю, что уже скоро все это окуплю, а если напишу книгу, то окуплю втройне.
Текст: Наташа Губачева, фото: Олег Чегодаев
Комментарии (0)