Основатель магазина свежего зернового кофе Данил Краснояров — о том, какой кофе любят его покупатели и как добиться успеха в продажах на маркетплейсе.
Первые шаги в бизнесе
До того как связать свою жизнь с кофе, я работал в большой корпорации, занимался продажей вещей и декорированием витрин. Достаточно системная работа была. В то время в центре Петербурга стояли такие кофемобильчики, которые продавали напитки и работали на газу. Как-то я взял у них стаканчик кофе и подумал: это, кажется, так просто, почему бы не заняться чем-то подобным? Делать что-то хорошее, презентовать гостям и получать отклик. Так я начал учиться и работать бариста в 2016 году, устроился в кафе «Рубинштейн» на одноименной улице. Это было очень атмосферное место с интересной публикой. Они начали открывать новые проекты, и я полностью отвечал за горячие напитки — кофе и чай. И я стал думать: а как добиться одинаково высокого качества на трех точках сразу? А на четырех? Потом на десяти. Тут тебе и вопрос технический, и вопрос сервиса, и обучения, и подрядчиков. Так я решил, что за всем надо следить, начиная с обжарки, которую интересно делать своими силами.
Об идеальной обжарке
Кофе — ягода, он растет в разных местах по экватору. Его нужно правильно вырастить, обработать, упаковать и транспортировать до обжарочного цеха. Мы для себя четко решили, где мы в этой цепочке находимся — в обжарке и приготовлении.
Тонкостей на самом деле много. Возьмем итальянский кофе: он, по сути, всегда одинаковый, зажаривается очень сильно, вкус у него плоский, горьковатый, привычный консервативной публике. Кофе, который готовят в Петербурге в кофейнях третьей волны, где представляют кофе как крафтовый напиток, — это уже совсем другая история. Жарить такой кофе нужно не втемную, средняя обжарка раскрывает вкус и весь потенциал напитка, а еще необходимо следить за графиками и работать со вкусом, получать обратную связь.
Идеального рецепта обжарки нет. Рецепт, как ни крути, всегда немного разный. И наш продукт — это не кофе из магазина со стандартным качеством. Мы постоянно экспериментируем с обжаркой, поэтому сорт сегодня есть, а через месяц его уже нет. Надо менять название и упаковку.
О новых форматах и направлениях
Сейчас у нас две кофейни, они совершенно разные, с разной культурой, айдентикой, разными названиями. Мы поставляем кофе, чай и оборудование в другие заведения, развиваем оптовое направление и продаем кофе онлайн. Пандемия изменила рынок — люди захотели получить дома такой же кофе, как в ресторане, и стали максимально заказывать онлайн. Именно тогда мы стали делать новые форматы: дрип-кофе — фасованный в индивидуальные фильтр-пакеты кофе свежей обжарки, который можно заваривать прямо в чашке, и капсульный кофе. Он как один известный кофейный бренд, только без многомиллионного маркетинга и Джорджа Клуни, зато на упаковке написано: «Сделано в Петербурге».
Кофе или чай?
Есть у нас и чай. Я бы сказал, что кофе должен быть на столе каждое утро, а чай — три раза в день. Кофе — про бодрость и настроение. А чай, наоборот, увлажняет, приземляет, он — про здоровье. И кстати, с ним намного проще: его нужно только правильно вырастить и довезти. К сожалению, чайная культура в России утрачена. Самовары, сушки, латунные подстаканники — все ушло. Надо осваивать новые ритуалы. Мы предлагаем разные сорта чая, и еще у нас есть матча — это настоящий ритуал: японцы выращивают кусты и перед сбором накрывают их так, чтобы там выделялись особые вещества. Потом они их перемалывают и готовят в специальной посуде. Все это длится несколько часов. В результате продукт помогает ощелачиванию организма, приносит пользу — по сути, это такой суперфуд. Все это мы и продаем, кофе представлен на Яндекс Маркете.
Про рост продаж, быструю доставку и отзывы на Яндекс Маркете
С Маркетом мы работаем очень плодотворно. Растем из года в год. Тут главная сложность — самим успевать за ростом количества покупателей. Яндекс Маркет благодаря своей известности и широким охватам, благодаря своим сервисам позволяет таким небольшим локальным брендам, как мы, продавать свою продукцию по стране. Берет все заботы о доставке на себя. Мы пользуемся экспресс-доставкой и работаем через склад.
Экспресс-доставка по городу до покупателя — это супер. Доставка в другой регион страны за несколько дней по отлаженным логистическим схемам — тоже круто. Мы собрали десять коробок разного кофе, отправили на склад Яндекс Маркета. Там он хранится, пока покупатель не сделает заказ на маркетплейсе. Затем его упаковывают и отправляют даже в другие города. Это очень удобно. Помогает, что менеджеры держат руку на пульсе: постоянно напоминают о необходимых действиях, присылают уведомления о всяких обновлениях. Поддержка выступает как гарант — всегда есть связь с покупателем. Если где-то накосячили, что-то не то привезли, поддержка Яндекс Маркета оперативно требует, чтобы мы быстро ответили. Мы это знаем и отвечаем сразу же.
Когда начинаешь продажи на Яндекс Маркете, надо выбрать удобную модель работы. Можно поручить маркетплейсу только доставку или сразу комплекс — хранение, упаковку и доставку товаров.
Cultura Coffee Roasters работает на маркетплейсе по нескольким моделям:
— FBY (продажи со склада Маркета), так их заказы попадают в другие регионы;
— экспресс-доставка по городу по модели FBS.
В первом случае надо делать поставки на склад Маркета в Парголово, во втором передавать заказы курьеру — партнеру Яндекса. Делать это можно из любой удобной точки: кофейни, склада или офиса.
Как не наделать ошибок, открывая свой бизнес
Новым ребятам, которые хотят зайти в кофейный бизнес, я бы дал несколько советов.
Мой первый совет — очень тщательно все продумывать. Провести анализ рынка, сделать подборку конкурентов, услуг, предложений, потому что важно найти свою нишу.
Второй — научиться считать деньги. У нас поначалу не получалось совладать с финансами и автоматизацией — читали в интернете, искали решения. Лучше сделать это сразу. Кстати, когда работаешь с Яндекс Маркетом, все прозрачно: в личном кабинете видишь свои расходы и доходы.
И третий совет: когда вы нашли то, что хотите продавать, не распыляйтесь, не раздувайте товарную матрицу. Не надо продавать десять видов товара, начните аккуратненько — три-четыре, но чтобы они всегда были на складах. И раскручивайте постепенно. Всё получится.
Комментарии (0)