Женщины меняют Петербург — это факт. И это премия, которую вместе с ювелирной компанией MERCURY редакция «Собака.ru» проводит уже третий раз, исследуя выдающиеся достижения петербурженок (да!) в области большого и малого бизнеса, топ-менеджмента, идеологии, стратегии. Вот 12 героинь нашего времени и 2023 года. Они — это уже Петербург будущего: модернизируют заводы и реставрируют памятники архитектуры, реанимируют форты в Кронштадте и строят индустриальные парки, становятся чемпионками России и выпускают анимационные блокбастеры. И очень, очень много делают в балете и для балета, в палеогеномике, цифровом и кондитерском искусстве (да, без культового в Петербурге пирожного «картошка» не обошлось!).
Полина Бондарева
Искусствовед превратила созданный ею проект Masters в просветительскую экосистему: открыла филиал в Москве, онлайн-платформу цифрового искусства Masters Digital, собственное издательство, NFT-галерею и готовит к открытию новейшее в Петербурге культурное пространство. Что будет происходить в памятнике конструктивизма, здании бывшего Левашовского хлебозавода, Полина рассказывает в своем интервью.
Диана Вишнёва
Прима-балерина Мариинского театра, худрук и идеолог фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva провела десятый сезон своего проекта. Специально для юбилея была создана танцевальная группа: на фестивале в Петербурге и Москве показали спектакль «Материя» (над ним работали 8 хореографов — от Владимира Варнавы до Константина Кейхеля), пять танцевальных перформансов и блок короткометражного кино, выбранного на основе open call. В 2022-м кураторы Context впервые сделали детскую программу: серию мастер-классов и хореографических практик, спектакль «Почему я танцую» и презентацию в школе Masters книги историка Ирины Сироткиной о танцевальном искусстве для подростков (выпущена издательством «А+А»). Образовательная часть включала интенсивы для танцовщиков и открытые лекции режиссеров, композиторов и культурологов. «Сегодня мы движемся дальше с благодарностью той десятилетней истории Context, что написали. Мы объединили танцовщиков нового поколения, разных школ и стилей и вместе с ними будем создавать новую летопись фестиваля. Объединение — это главная ценность сегодня и возможность идти вперед».
Мария Евневич
Совладелица компании «Максидом» работает в семейной империи DIY-маркетов (основаны 25 лет назад первыми в стране) и параллельно готовит будущих предпринимателей: Мария — доцент на экономфаке СПбГУ. В пандемийный год сеть сыграла на опережение, выкупив весь российский сегмент Castorama для глобального ребрендинга и интеграции в свой бренд. В 2022-м «Максидом», не прекращая развивать семь собственных торговых марок, заключил контракты с неевропейскими поставщиками «ушедших» магазинов и продает половину тех самых товаров в скандинавском стиле (и даже фрикадельки в кафе). «Большой проект нашей компании — редевелопмент территории бывшего Завода имени Калинина на Васильевском острове, где мы восстанавливаем краснокирпичные здания прошлого века. Половина всего еще в процессе: восстанавливаются фундаменты, перекрытия, коммуникации, фасады. Очень многое было перестроено в советский период, и теперь мы буквально по кирпичику это пересобираем».
Марика Коротаева
Соорганизатор проекта «Остров фортов» превращает Кронштадт в туристический маст-визит на Финском заливе. В 2022-м Марика руководила реставрацией фортов «Кроншлот», «Император Александр Первый» и «Петр Первый» — там полностью восстановлены две караульные башни, открыты два ресторана (третий в процессе) и всесезонный фудкорт.
В этом году на территории исторического парка поочередно запустят объекты Музея военно-морской славы. В него по кронштадтским улицам везли 107-метровую атомную подлодку «Ленинский комсомол» — на разработку логистики этой операции ушло несколько месяцев, для транспортировки перекрывали Беломорканал, демонтировали дорожные знаки и строили специальную подъездную дорогу. Субмарину откроют для туристов в декабре 2023-го, а основную экспозицию Музея и конгресс-центр — в июне-июле.
«“Остров фортов” — уникальный “от” и “до”, сложносочиненный проект ручной сборки, которым команда живет и дышит 24/7. В таком ритме важно правильно определять приоритеты и научиться восстанавливаться. Главная характеристика лидера — ресурсность. Цейтнота быть не должно. Только находясь в состоянии внутреннего покоя и успевая жить полноценной жизнью, можно делать любые объемы работы. Любые. Важно окружать себя людьми, нацеленными на максимум, и при этом пассионариями и альтруистами, для которых значима сама миссия, идея. Мой папа говорил: “Оценивай человека по тому, как он берет свои нижние планки”. Его нет со мной уже много лет, но я учусь у него до сих пор: “Не жаловаться, не ныть, не скулить, создавать хорошее настроение себе и близким там, где места ему нет априори. И — никогда не сдаваться”».
Алена Мариничева
Руководитель департамента маркетинга и рекламы холдинга «Адамант» (50 предприятий, 22 торговых центра в Петербурге и первое место в России по производству закаленного стекла!) отметила 30-летие компании открытием самого большого фудмолла в Европе — Vokzal 1853. В здании Варшавского вокзала разместятся 90 резидентов: гастрокорнеры на первом этаже уже работают, а ресторанную зону с меню à la carte запустят летом. За развлекательную часть отвечают две концертные площадки, кинотеатр на 2500 мест, детская игротека и спортклуб, в планах — книжный магазин и маркет локальных брендов.
«Старт работы Vokzal 1853 в 2022 году — победа всей нашей команды и объективный повод для гордости. Масштаб и необычность проекта видны с первого взгляда, мы много сделали, чтобы воссоздать исторические интерьеры со стеклянной крышей на металлическом каркасе и огромными арочными окнами — получилось пространство, напоминающее то ли сказочный фильм, то ли убранство ретро-поездов. Тему железной дороги продолжают настоящие музейные экспонаты, которые появились благодаря дружбе с Музеем РЖД, — светофоры на входе и планшетная выставка. Сейчас работаем над наполнением второго этажа: первым, в июне, откроется гриль-ресторан Stazione с большой летней террасой от самого известного итальянского шефа города Антонио Фреза. Развивать тему еды продолжаем и на других объектах: фудпарки под собственным управлением холдинга работают в “Меркурии” в Приморском районе и “Норде” на проспекте Просвещения».
Наталья Метелица
Историк театра, куратор и директор Музея театрального и музыкального искусства в тринадцатый раз провела придуманный ею фестиваль «Дягилев. P.S.»: из Екатеринбурга приехал «золотомасочный» балет «Приказ короля», а из Якутии — постановка-посвящение дягилевской антрепризе. Главным блокбастером стала выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева» в Шереметевском дворце: Наталье Ивановне и куратору Аркадию Ипполитову удалось собрать редкие экспонаты из 20 музеев и частных коллекций. Сравнение итальянского сеттеченто и русского Серебряного века превратилось в аудиоспектакль от режиссера Джулиано Ди Капуа и актрисы Илоны Маркаровой.
В 2023-м музей отметит 150-летие Шаляпина: выставка «Царь Федор» в мае проиллюстрирует роли великого баса, в июле в пяти городских локациях пройдет иммерсивный спектакль-променад «Шаляпинфест», а на осень запланирован международный конкурс молодых вокалистов с Ильдаром Абдразаковым во главе жюри. «Мне кажется, мы нашли свою нишу: на фоне глобальных проектов мы просто “вышиваем бисером” — превращаем каждую выставку в музейный спектакль. Очень сложно неживой экспонат, даже если это красивое произведение живописи, заставить звучать по-новому — и нам это удается. Наша задача — не просто собрать известные работы, а поместить их в какой-то контекст, вызвать у зрителя сопереживание, как в театре.
В 2023 году в рамках Дягилевского фестиваля мы сделаем выставку “Мои богини” — представим творения, рожденные восхищением и любовью к женщине. Будем исследовать эти эмоции как рациональное противостояние нетерпимости — разрушительного чувства, которое, к сожалению, присуще миру».
Юлия Немчина
Управляющий директор ГК «Рики» выпустила «Финник» — самый успешный анимационный проект 2022 года: 2 миллиона просмотров и 460 миллионов рублей в прокате, а в этом году отметит 20-летие легендарных «Смешариков». О том, как говорить с креативщиками на одном языке, как завоевать внимание аудитории 12+ и почему в не самом солнечном Петербурге делают лучшую в стране анимацию, Юлия говорит здесь.
Ольга Порядина
Главный тренер женской футбольной команды «Зенит» за неполных три сезона досрочно привела клуб к чемпионству, а как футболистка пять раз становилась чемпионкой страны и девять — выигрывала Кубок России. О феминитивах в футболе и способах сплотить команду Ольга рассказывает в интервью.
Елена Смотрова
Председатель совета директоров девелоперской компании Tellus Group реализует под Петербургом проект индустриального парка «Кола» (объект регионального значения!). Масштаб впечатляет: будущие склады и промышленные предприятия разместятся на 138 гектарах! Свою карьеру Елена начинала в холдинге «Империя» (мы знаем его по крупнейшей в Петербурге сети бизнес-центров «Сенатор»), который принадлежит ее брату Андрею Фоменко. Сейчас она развивает собственный бизнес в сфере коммерческой недвижимости и развития промышленных территорий. А еще инвестирует в реконструкцию: например, бывшие здания советского завода на Петроградской стороне Tellus Group превратили в технопарк ITтехнологий “Кристалл”. «Принцип тайм-менеджмента у меня один: я никогда не работаю в выходные. Даже если времени на какие-то проекты не хватает, этому правилу я не изменяю. Суббота и воскресенье — это всегда семья. Невзирая ни на что!»
Лия Чечик
Школу искусств и культурного наследия (новый проект Европейского университета и Государственного Эрмитажа!) прошлой осенью в должности директора-организатора возглавила Лия Чечик — искусствовед, выпускница МГУ, английского университета Уорик и венецианского университета Ка-Фоскари. К научным программам магистратуры и аспирантуры она добавила дисциплинарные блоки профессиональной переподготовки по музейному делу и кураторству. В Школе работают две уникальные научно-исследовательские лаборатории: палеогеномика анализирует ДНК из биологических образцов археологических коллекций Эрмитажа и музеев России, а отдел искусственного интеллекта разрабатывает компьютерные технологии для изучения произведений искусства и готовит IT-специалистов.
«Так как мы строим междисциплинарную школу, где работают профессионалы разных областей, важно правильно выстраивать диалог, находить общий язык, учиться слышать друг друга, опираться на опыт и экспертизу своих коллег. Секрет того, как все успевать, мне еще предстоит постичь. Часто самой кажется, что ничего не успеваю: хотя сделано уже очень много. Когда я только вступила в свою должность, один из уважаемых мною английских профессоров дал такой совет: нужно делать все и сразу, и тогда обязательно что-то получится».
Елена Шевченко
Совладелица холдинга «Север-Метрополь» сначала развивала в Петербурге фэшн-ретейл, а после сделала свою сеть кондитерских градообразующим предприятием (под объединенным брендом работает 126 заведений). Нам Елена рассказала о том, как управлять большим бизнесом, одновременно петь на сцене и забыть о вопросе «Что скажут люди?».
Анна Ялова
Арт-менеджер, профессиональный музеолог и новый директор ЦВЗ «Манеж» ведет коммуникацию с локальной аудиторией. Каждую экспозицию сопровождает большая дополнительная программа: от лекций и паблик-токов до квестов и пластических медиаций. Для разных возрастов придуманы свои форматы, например, Kids Weekend для школьников или туры для посетителей «серебряного возраста» со специальными ценами на билеты. У «Манежа» настолько большой опыт в инклюзии: выставки для тактильного осмотра, экскурсии на жестовом языке и образовательная программа для волонтеров «Равный доступ», — что недавно ЦВЗ получил грант конкурса «Без исключения» для адаптации пространства для незрячих и слабовидящих людей.
В феврале Анна открыла долгожданную выставку «Первая позиция. Русский балет», а летом выставит 200 скульптур из 30 музеев страны, что должно повторить дикий успех межмузейного проекта «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», который посмотрели 60 000 человек.
«Выставка “Первая позиция. Русский балет” готовилась долгие три года, и это получился самый сложный и амбициозный проект из тех, которыми я когда-либо занималась. Мы с командой провели бессчетное количество дней в архивах и библиотеках, отсмотрели много часов киноматериала — и в какой-то момент засомневались, что 4,5 тысяч квадратных метров площади “Манежа” может и не хватить, чтобы рассказать обо всем, что происходило в этом виде искусства. В итоге отобрали почти тысячу артефактов и художественных образов, которые рассказывают о развитии хореографического искусства в нашей стране: от императорского балета до советской школы и звезд современности».
О премии «Собака.ru» и ювелирной компании Mercury «Женщины меняют Петербург 2023» читайте здесь.
Комментарии (0)