18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Урбанистика
Урбанистика

Поделиться:

Кто в Петербурге развивает концепцию 15-минутного города и почему она делает жизнь горожан лучше

Ходить на работу пешком или ездить на велосипеде. Отпускать ребенка в школу на соседней улице. Не тратить время в пробках и не проводить выходные в гипермаркете, закупая продукты. Таким выглядит идеальное будущее жителей спальных районов мегаполисов. Ведь все важные для жизни точки притяжения будут находиться в пешей доступности, в пределах 15 минут. Разобрались, кто развивает эту концепцию в Петербурге.

Что такое «15-минутный город»

Урбанистическая концепция, в соответствии с которой все значимые для горожанина места — от продуктового магазина до офиса — располагались в шаговой доступности, впервые зазвучала в 20-х годах ХХ столетия. Тогдашние урбанисты говорили о микрогородах внутри больших городов. Современный термин «15-минутный город» спустя столетие предложил профессор Сорбонны Карлос Морено. Главные цели концепции: поделив город на самодостаточные кластеры, уменьшить маятниковую миграцию, снизить нагрузку на экологию, повысить добрососедские связи и, как следствие улучшить качество жизни и социальную обстановку. Сегодня в активно строящиеся жилые комплексы в Петербурге и Ленинградской области закладываются идеи 15-минутности. Застройщики уже на этапе проектирования включают в генплан школы, рестораны, фитнес-центры. А магазины у дома превращаются в центры притяжения, где встречаются жители квартала.

Shutterstock/WorldStockStudio
Итак, куда может добраться житель за четверть часа.

До школы (около 1 км: 15 минут пешком или 5 минут на велосипеде)

Сегодня образовательные учреждения внутри жилого комплекса уже не редкость. Достаточно вспомнить, например, ЖК «Юнтолово» и «Северная долина». В них к моменту завершения строительства должны быть открыты 19 современных школ и 30 детских садов. Застройщик позаботился и о спортивной подготовке, и о дополнительном образовании для ребят, и даже налаживает связи с университетами.

До работы (3–5 км: от 5 минут пешком — маленькие бизнесы, до 15 минут на велосипеде — крупный офисный центр)

Развитие территории создает рабочие места для местных жителей, а редевелопмент превращает бывшие промышленные здания в офисные центры.

До места отдыха, площадки для занятий спортом или спортклуба (3–5 км: в пределах 15 минут на велосипеде)

Спортивные учреждения закладываются дальновидными застройщиками на этапе строительства. А развитие культурных институций стимулирует уже упомянутый редевелопмент (как не вспомнить наши любимые «Севкабель Порт» или Левашовский хлебозавод).

Shutterstock/sfotoz

До магазина (400 метров: 5 минут пешком от дома)

Магазин продуктов в каждом доме на первом этаже здания — активно развивающийся тренд. Как следствие, открывается большое количество заведений продуктового стрит-ретейла как в городских новых кварталах, так и в пригородах Ленинградской области, таких как Мурино или Кудрово. В целом объем коммерческих помещений у ведущих застройщиков региона занимает 3–10% от общей площади. А сам рынок торговли продовольственными продуктами стремительно растет. По данным агентства «INFOline-аналитика», в 2022 году совокупная выручка 10 крупнейших ретейлеров России выросла почти на 16%.

Андрей Кондратюкин,

директор по развитию торговой сети «Пятёрочка» в Северо-Западном федеральном округе:

«Если раньше жители спальных районов приезжали за покупками в супермаркет, то сегодня более эффективным и удобным становится покупка всего необходимого в магазине у дома. Таким образом, растут те сегменты рынка, которые способны обеспечить подобный запрос потребителя. Сейчас в районах новостроек жилье практически не сдается без готовой инфраструктуры. Особенно это ощущается в Москве, но Санкт-Петербург тоже к этому идет. Владельцы торговых сетей понимают, что гораздо проще не «вытаскивать» людей в центр, а создавать всю инфраструктуру внутри районов. Так и мы стремимся стать ближе к своему покупателю».

Ольга Трошева,

руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»:

«За прошлый год в проектах SetlGroup было открыто более 300 новых точек — это на 30% больше, чем в 2021 году. Самыми активными сегментами остаются пункты выдачи интернет-магазинов, аптеки, магазины продуктов у дома и салоны красоты. Инфраструктура с товарами первой необходимости в шаговой доступности очень востребована жителями».

Имя имеет значение

Тяга людей к известным брендам — общемировой тренд. Поэтому в новом кластере скорее появится сетевой салон красоты, аптека федерального бренда и магазин с узнаваемым названием, чем малоизвестный локальный ноунейм. Так, например, торговая сеть «Пятёрочка» планирует в 2023 году открыть не менее 60 новых магазинов преимущественно в районах новостроек.

Расширение планируется провести и за счет привлечения новых франчайзи, и за счет аренды у владельцев коммерческих площадей. Здесь сеть интересуют ЖК с зоной покрытия 1000–1500 квартир (учитывая и жителей близлежащих домов). Размер торговых залов начинается от 200–300 кв. м для небольшого встроенного магазина до 700–1000 кв.м для отдельно стоящего.

Юлия Ружицкая,

генеральный директор агентства недвижимости «Главстрой»:

«Лет 6–8 назад продуктовые ретейлеры предпочитали формат 350–450 кв. м. Сейчас, расширяя свой ассортимент, они охотнее берут в аренду площади от 500 до 700 кв. м».

Девелоперы сегодня все чаще сами являются операторами коммерческой недвижимости в своих объектах. Для них это способ влиять на облик города и сохранять ключевые объекты на его карте длительное время, чего практически невозможно добиться при передаче площадей в собственность. При выборе арендаторов застройщик ориентируется на два ключевых фактора. Первый — вид деятельности компании. Второй — размер бизнеса. У крупных и средних компаний есть опыт открытия торговых точек и четкий регламент работы. Например, крупная федеральная продуктовая сеть открывает новый магазин за месяц.

Shutterstock/CinemaPhoto
Симбиоз макро- и микробизнеса

Конечно, продуктовые магазины у дома не единственный формат стрит-ретейла в новых кварталах. Сюда также относятся аптеки и медицинские центры, фастфуд и кофейни, хозяйственные бутики. Многие из них тяготеют к расположению внутри магазинов ретейла или рядом с ними. Такая локация позволит расширить аудиторию за счет крупной сети, вместо того чтобы пытаться безуспешно конкурировать с ней. А для владельцев площадей — комбинировать источники дохода, сдавая помещения в субаренду и расширять свою аудиторию. Программы привлечения и поддержки субарендаторов — часть современной торговой культуры для крупного бизнеса. У «Пятёрочки», например, есть специальный портал, посетив который можно в режиме онлайн получить информацию о доступных локациях для развития своего дела в партнерстве с компанией.

Больше чем магазин

Еще одна важная функция продуктового магазина у дома — это способность удовлетворять растущий спрос на готовую еду, свежую выпечку и кофе, до определенной степени заменяя собой кафе, что особенно актуально в новых районах. Взять к ужину готовый салат или горячее блюдо, сэкономив время для других приятных занятий, прихватить по дороге на работу свежий круассан и американо — часть городской культуры 15-минутности, в которой кофе со свежей выпечкой так же доступны, как школы, офисы и парки.

«Свежая выпечка, горячий кофе и готовая еда — быстрорастущие и очень востребованные сервисы в нашей сети. Люди сокращают время на завтрак, обед и ужин, но при этом они не готовы жертвовать качеством. Поэтому мы оснащаем магазины кофемашинами и пекарнями, в ассортименте есть всегда свежие, готовые блюда а цены держим доступными», — отмечает Андрей Кондратюкин.

Shutterstock/Lucky Business

В 15-минутном городе розничный магазин у дома — это точка, где пересекаются пути многих людей, живущих по соседству. Так, «Пятёрочка», например, развивает программу «Центры местного сообщества», которые помогают формировать локальные комьюнити и атмосферу добрососедства. В магазинах проводятся культурные, образовательные и развлекательные мероприятия, каждый может прийти сюда со своей идеей. Активности бывают самые разные — развлекательные, образовательные и благотворительные. В магазинах открываются пункты сбора вторсырья, работают «Островки безопасности» — места, куда может обратиться потерявшийся человек и где окажут помощь дезориентированным, а для нуждающихся регулярно проводятся благотворительные сборы продуктов в рамках проекта «Корзина доброты». Таким образом, продуктовые сети сегодня являются драйверами не только развития коммерции в новых районах, но и развития самих территорий.

Удобное быстро превращается в норму. Привыкнув ездить на работу на велосипеде, отправлять ребенка в школу рядом с домом, ходить в магазин за продуктами в тапочках и по-дружески собираться здесь на праздниках с соседями, человек едва ли будет скучать по поездкам на другой конец города в офис или по набегам на большой ТЦ на весь выходной. А это значит, что города в городах и ретейл внутри них будут продолжать расти и развиваться. Ведь там, где есть привычка, есть и устойчивый спрос.

Комментарии (0)