18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Гид по выставке «Незримое искусство. Расширяя границы возможного»

Удивительный опыт — потрогать картину, да не где-нибудь, а в самом Эрмитаже, и не какую-нибудь, а самого Рембрандта. Тактильные полотна и экспонаты выставки «Незримое искусство. Расширяя границы возможного», созданные при поддержке Дома Cartier, позволяют незрячим и плохо видящим людям знакомиться со знаменитыми произведениями мирового искусства. Впрочем, и тех, у кого нет проблем со зрением, ждет много интересного.

В экспозиции представлены барельефы по мотивам знаменитых фресок Пенджикента и их «ожившие» анимированные сюжеты, тактильные копии фрагментов Пазырыкского ковра, рельефная модель картины Рембрандта «Автопортрет с затененными глазами» и многое другое.

Создание инклюзивных объектов и техническая реализация выставки стали возможны в том числе благодаря поддержке ювелирно-часового Дома Cartier — стратегического партнера Государственного Эрмитажа в реставрационных, выставочных и просветительских программах.

Инклюзивность: включите всех

Инклюзивность — это доступность искусства для людей с ограниченными возможностями. В музейную сферу в России этот тренд проникал очень осторожно: сначала — на уровне детских музеев и небольших частных проектов. Что, в общем, объяснимо: до недавнего времени было не совсем понятно, как именно показывать искусство людям с ограниченными возможностями. Даже если позволить незрячему человеку прикоснуться к художественному полотну, много ли это ему даст? Едва ли больше, чем табличка с экспликацией шрифтом Брайля.

Михаил Пиотровский,

директор Государственного Эрмитажа

«В понимании Эрмитажа инклюзия — это расширение возможностей для всех категорий посетителей. В данном случае реставраторы изобрели несколько новых подходов к тактильному ощущению искусства. Рельефные прорисовки пенджикентских росписей и тканые рельефы пазырыкских ковров облегчают их восприятие и радостны для любого посетителя. Сбывается мечта — потрогать музейный экспонат».

Алексей Бронников
Михаил Пиотровский. Ширин Меликова
Алексей Бронников
Михаил Пиотровский, Ширин Меликова
Алексей Бронников

Картина превращается в 3D

Погрузившись в создание методологии музейной инклюзии, сотрудники Государственного Эрмитажа нашли способ донести искусство до незрячего посетителя не только в формате описательных текстов, но и в виде образов. Они решили создать музейные реплики известных произведений искусства для слабовидящих и незрячих людей. По сути дела, речь идет о барельефах, дублирующих сюжеты известных работ. В мировой музейной практике такое иногда случается: можно вспомнить музей Tattile Anteros в Болонье, где собраны тактильные копии картин Ренессанса, или 3D-копию «Сестер» Ренуара из тактильной галереи Элизабет Морс в США. В России тема копий-барельефов начала развиваться около пяти лет назад. Показательным в этом смысле стал 2018 год, когда на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Государственном Эрмитаже была представлена модель, созданная на основе живописного автопортрета Рембрандта.

Еще раз встретиться с этой работой, на создание которой у специалистов Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов ушло немало времени, можно на нынешней выставке.

Автопортрет Рембрандта. Объемная живопись

Рембрандт ван Рейн (1606-1669) «Автопортрет с затенёнными глазами», 1634 г. Дерево, масло 71,1 х 56 см. Из собрания Лейденской коллекции (Нью-Йорк)
Государственный Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн (1606-1669) «Автопортрет с затенёнными глазами», 1634 г. Дерево, масло 71,1 х 56 см. Из собрания Лейденской коллекции (Нью-Йорк)

Один из множества автопортретов Рембрандта, относящийся к периоду tronies — «экспрессивных лиц»: портретных изображений, передающих различные эмоциональные выражения. Для самого Рембрандта создание таких портретов было частью процесса самопознания, для последователей — учебным пособием. Вскоре после написания картины в черном берете копию этой работы сделал один из учеников мастера.

Рельеф из полимерного материала, 71 х 55 см, Государственный Эрмитаж
Алексей Бронников

Рельеф из полимерного материала, 71 х 55 см, Государственный Эрмитаж

Процесс создания объемной копии «Автопортрета» состоял из трех этапов. Сначала сотрудники Лаборатории научной реставрации металлов Эрмитажа получили трехмерную (так называемую сплайновую) модель на компьютере, на основе которой была затем выполнена скульптурная копия. После этого портрет был доработан в 3D-программах. Благодаря точности компьютерных технологий скульптурная модель передает все особенности и детали картины — даже тень от берета, которая падает на глаза художнику.

Живопись древнего Пенджикента

«Зал с амазонками». Роспись по сухой штукатурке. 154 × 737 см. Пенджикент. Около 740 г.
Государственный Эрмитаж

«Зал с амазонками». Роспись по сухой штукатурке. 154 × 737 см. Пенджикент. Около 740 г.
 

Город Пенджикент находится на территории современного Таджикистана. А местные наскальные изображения — один из древнейших прообразов современного комикса. Уникальность пенджикентских фресок в том, что они не просто изображают традиционные ритуалы — празднества, свадьбы, похороны, но представляют собой законченные циклы с конкретным набором повторяющихся персонажей. В постоянной экспозиции Эрмитажа эти сюжеты можно увидеть в разделе «Культура Средней Азии в древности и раннем Средневековье». Сюжетами в полной мере их, конечно, назвать сложно: до наших дней дошли лишь фрагменты, которые едва читаются. В этом смысле объемные копии будут одинаково интересны не только слабовидящим, но и обычным посетителям музея, ведь теперь эти поучительные истории стали понятнее.

Басня о льве и зайце. Роспись по сухой штукатурке. 51 х 125,5 см. Пенджикент. Около 740 г.
Государственный Эрмитаж

Басня о льве и зайце. Роспись по сухой штукатурке. 51 х 125,5 см. Пенджикент. Около 740 г.

Рельеф из полимерного материала. 44,5 х 56 см
Государственный Эрмитаж

Рельеф из полимерного материала. 44,5 х 56 см

Басня о гусыне, несущей золотые яйца. Роспись по сухой лессовой штукатурке. 50 х 137 см. Пенджикент. Около 740 г.
Государственный Эрмитаж

Басня о гусыне, несущей золотые яйца. Роспись по сухой лессовой штукатурке. 50 х 137 см. Пенджикент. Около 740 г.

Рельеф из полимерного материала. 44,5 х 94 см. Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Рельеф из полимерного материала. 44,5 х 94 см. Государственный Эрмитаж

Еще больше погрузиться в глубину метафорического смысла образов пенджикентских фресок помогут мультфильмы, созданные специально к выставке. В них герои оживают. В таком формате представлены четыре басни. Одна из них — о прожорливом льве и хитром зайце, который убедил льва, что в царстве зверей у того появился конкурент, и привел показать врага на высокий берег озера. Увидев свое отражение в воде, лев в ярости прыгнул вниз. Две истории предостерегают от опрометчивых поступков. А четвертая — известная басня Эзопа о гусыне, несшей золотые яйца, — дополнительно интересна тем, что была известна на другом конце света спустя 12 веков после смерти поэта.

Экспонаты ковроткачества

Ковер ворсовый. Шерсть. 183 х 200 см. Ахеменидская империя, IV в. до н.э. Могильник Пазырык, курган 5, сер. III в. до н.э.
Государственный Эрмитаж

Ковер ворсовый. Шерсть. 183 х 200 см. Ахеменидская империя, IV в. до н.э. Могильник Пазырык, курган 5, сер. III в. до н.э.

Всадник. Воспроизведенный фрагмент ворсового ковра. Шерсть. Ворсовое и безворсовое ткачество, 40 х 52 см. Государственный Эрмитаж, Азербайджанский
Государственный Эрмитаж

Всадник. Воспроизведенный фрагмент ворсового ковра. Шерсть. Ворсовое и безворсовое ткачество, 40 х 52 см. Государственный Эрмитаж, Азербайджанский национальный музей ковра

История ковроткачества насчитывает более трех тысяч лет. Ворсовый ковер, найденный в 1949 году в 5-м кургане могильника Пазырык (Горный Алтай), возведенном в середине III в. до н.э., — это самый древний целый ворсовый ковер, выполненный в технике двойного симметричного узла. Несмотря на возраст, он сохранил яркость красок: розетки, бордюры с изображением грифонов, пятнистых ланей, всадники — рисунок удивительно искусный и интересный.

Ковер войлочный. Войлок, сухожильные и шерстяные нити. 640х450 см Могильник Пазырык, курган 5, сер. III в. до н.э.
Государственный Эрмитаж

Ковер войлочный. Войлок, сухожильные и шерстяные нити. 640х450 см Могильник Пазырык, курган 5, сер. III в. до н.э.
 

Божество и всадник. Воспроизведенный фрагмент войлочного ковра. Пазырыкская культура. Шерсть. Войлок. 50 х 60 см. Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Божество и всадник. Воспроизведенный фрагмент войлочного ковра. Пазырыкская культура. Шерсть. Войлок. 50 х 60 см. Государственный Эрмитаж

Благодаря совместной работе с Азербайджанским национальным музеем ковра (Азербайджан, г. Баку) фрагменты исторического шедевра были воссозданы в материале. Петербургские специалисты подготовили фрагмент древнего войлочного ковра, а также фигурку лебедя — культового предмета быта жителей Древнего Алтая, обнаруженного в том же могильнике.

Фигурка «Лебедь». Войлок, сухая трава, оленья шерсть. Могильник Пазырык, курган 5, сер. III в. до н.э.
Государственный Эрмитаж

Фигурка «Лебедь». Войлок, сухая трава, оленья шерсть. Могильник Пазырык, курган 5, сер. III в. до н.э.

Лебедь. Воспроизведенная фигурка. Шерсть. Войлок. 25 х 32 см
Государственный Эрмитаж

Лебедь. Воспроизведенная фигурка. Шерсть. Войлок. 25 х 32 см

Незрячим посетителям эти модели помогут «увидеть» рисунок, всем остальным — ближе познакомиться с текстурой и техниками исполнения уникальных изделий.

Ну и еще, наверное, — вспомнить, что тактильность, о которой дизайнеры всего мира говорят как о ведущем современном тренде, появилась далеко не сегодня.

Очень рекомендуем и вам прикоснуться к наследию мировой культуры на этой выставке.

Выставка «Незримое искусство. Расширяя границы возможного» открыта до 12 декабря. Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Зеленый зал-трансформер

Люди:
Михаил Пиотровский

Комментарии (0)