Лучшие фильмы выберут в трех конкурсах: международном, национальном и экспериментальном In Silico. В параллельный лайн-ап форума вошли 11 специальных программ показов — от архивных картин прошлых сезонов до главных хитов международных фестивалей. Среди них: 96 картин из 43 стран. Делимся подробностями кинопрограммы и рассказываем про инсталляцию.
С 18 по 25 октября 2025 года в Петербурге пройдет юбилейный 35-й сезон Международного кинофестиваля документальных, короткометражных, игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку». Программный директор форума — журналист, куратор и киновед Михаил Ратгауз, а председателем отборочной комиссии Международного конкурса выступает главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов.
18 октября форум откроется на площадке Левашовского хлебозавода, где представят спецпроект «Небесный кинотеатр» — совместная инсталляция Петра Советникова и Веры Степанской из архитектурного бюро KATARSIS, образовательного проекта masters осуществлена при поддержке Группы RBI и кинообъединения ЦИКЛ. Арт-объект, напоминающий гигантский шатер, построят в котельной бывшего завода. До конца фестиваля на его пологе из полупрозрачной ткани будет проецироваться цикл короткометражек и полнометражных фильмов российских и зарубежных авторов, собранный куратором и режиссером Александром Зубковским.
Архитектурное бюро:
Проект для нас поэтическая метафора и дань уважения глубокому, авторскому кино в частности, и кино как искусству в целом. В работе режиссера и архитектора мы всегда видели много общего. Главное отличие в том, что кино нематериально. Эта нематериальность, эфемерность и делает его чистой магией, сродни сновидению. Архитектура прочно стоит на земле, но тоже иногда мечтает преодолеть земное притяжение, ограничения стен и перекрытий, превратиться в воздух. Наш кинотеатр – это своего рода полог, окутывающий зрителя. Образы разворачиваются высоко под куполом, а просмотр кино превращается в сеанс коллективного наблюдения снов
«Проект воплощает образ поэтического кино. Фильм разворачивается где-то в высоте, как сон, а сам экран — становится пологом, материальной проекцией воображения», — комментирует программный директор кинофестиваля «Послание к человеку» Михаил Ратгауз.
Созерцательная ретроспектива соберет работы экспериментальных постановщиков и художников: Скотта Барли, Бена Риверса и Такаши Макино и других. Их работы можно увидеть лежа на мягких бескаркасных креслах. Александр Зубков разделил программу на условные группы. В первой речь пойдет о трех лидеров экспериментального кино — Риверсе, Барли, Макино —, затем покажут новые медитативные полные и средние метры, в том числе киноэссе о языке зверей и птиц, фильм про американского нейробиолога, расширяющего сознание, монументальный трехчасовой фильм о фланировании по кварталам Парижа. Представят и две короткометражных секции: «Вибрирующая материя» полностью посвящена современному пленочному авангарду, а также цикл «Пространства памяти». В завершающем круге состоятся премьеры трех фильмов московской независимой киностудии Mal de Mer Films.
В программе «Небесного кинотеатра»:
18 октября
- 17:00 – открытие программы «Небесный кинотеатр»
 - 18:30 – «Ретроспектива Скотта Барли»
 - 20:30 – «Ретроспектива Бена Риверса»
 
19 октября
- 15:00 – «Пространства памяти»
 - 18:00 – «Ретроспектива Такаши Макино»
 - 19:30 – «Вибрирующая материя»
 
20 октября
- 15:00 – «Монад/Monad + ПЕРЕСЕЧЕНИЯ/INTERSECTIONS»
 - 17:30 – «Следующая жизнь/Next Life»
 - 19:00 – «Джон Лилли и Управление по контролю всех совпадений на Земле/John Lilly and the Earth Coincidence Control Office»
 
21 октября
- 15:00 – «Пространства памяти. Сеанс короткометражных фильмов российских режиссеров»
 - 17:30 – «Поздней ночью»
 - 19:00 – «Темная ночь — «Разве я не ребенок?»/Obscure Night - Ain’t I a Child?», Q&A с режиссером фильма Сильваном Жоржем.
 
22 октября
- 15:00 – «Позже, на просеке/Later in the Clearing»
 - 17:30 – «Путь Сальваторе»
 - 20:30 – «Ретроспектива Такаши Макино»
 
23 октября
- 15:00 – «В роще»
 - 17:00 – «Вибрирующая материя»
 - 19:30 – «Поздней ночью/Small Hours of the Night»
 
24 октября
- 15:00 – «Остановка в святилище/Sanctuary Station»
 - 17:00 – «Ретроспектива Бена Риверса»
 - 19:30 – «Изгнание Полиника»
 
25 октября
- 15:00 – «Джон Лилли и Управление по контролю всех совпадений на Земле/John Lilly and the Earth Coincidence Control Office»
 - 17:30 – «Ретроспектива Бена Риверса»
 - 19:00 – «Ретроспектива Скотта Барли»
 
«Для нас важно, что в год 35-летия такого крупного Международного кинофестиваля, как «Послание к человеку», Левашовский хлебозавод принимает программу на стыке разных искусств – архитектуры, кинематографа, современного концептуального искусства. Такая коллаборация способна подарить зрителю поистине новый, необычный опыт, особенную эстетику уникального, которая всегда была интересна и нам как девелоперской компании», – комментирует вице-президент по корпоративному развитию Группы RBI Павел Филиппов.
В основной конкурс прошли 83 картины (из 2900 заявок!) в Международном, Национальном и Экспериментальном конкурсе In Silico. Это и документальное, и игровое кино, анимация, экспериментальные работы и многое другое.
Национальный конкурс:
На Гран-при претендуют полнометражные и короткометражные (документальные, игровые, анимационные) фильмы со всего мира. В центре — классические для фестиваля темы: исследование прошлого и настоящего, стирание границ между документальным и игровым кино.
Полнометражные документальные фильмы:
- «Новое начало» (2025) — Изабель Ингольд, Вивиан Перельмутер, Бельгия
 - «Говори со мной, ветер» (2025) — Стефан Джорджевич, Сербия, Словения, Хорватия
 - «Комендант» (2024) — Даниэль Эльпелег, Израиль
 - «Грациано: история отшельника» (2024) — Йозефин ван дер Аэлст, Бельгия, Германия
 - «Поля падения» (2025) — Игорь Елуков, Россия
 - «Крестная» (2024) — Маржена Сова, Бельгия, Франция
 - «Истории израненной земли» (2025) — Аббас Фахдель, Ливан
 - «Всегда» (2025) — Деминг Чен (США, Франция, Китай, Тайвань
 
Короткометражные документальные фильмы:
- «Бессонница» (2025) — Артем Сенковский и Ксения Гаун, Россия
 - «Аои Ямада» (2025) — Виталий Акимов, Франция
 - «Как-то летом я пил бабл-ти» (2025) — Маунг Сан, Мьянма, Франция
 - «Гражданин заключенный» (2025) — Хесам Эслами, Иран
 - «В жестяной банке на крыше мира» (2024) — Гала Эрнандес Лопес, Франция
 - «09/05/1982» (2025) — Камило Рестрепо и Хорхе Кабальеро, Испания
 - «Сильвестерклаузен» (2025) — Эндрю Норман Уилсон, США
 - «Меня зовут Нефть» (2025) — Игорь Смола, Азербайджан
 - «Кто имел Еву» (2025) — Лилит Грасмуг, Франция
 - «Врастающие тела» (2024) — Адриан Пачи, Италия, Албания
 - «Остров Юность» (2024) — Луиз Эрнандес, Франция
 - «3350 км» (2024) — Сара Контар, Франция, Сирия.
 
Игровые короткометражные фильмы:
- «Samba Infinito» (2025) — Леонардо Мартинелли, Бразилия, Франция
 - «А если нас будут бомбить?» (2025) — Самир Сириани, Ливан
 - «Вверх» (2024) — Леннерт Маду, Бельгия
 - «Смерть героя» (2024) — Карин Франц Кёрлоф, Швеция
 - «Записки поэта» (2025) — Симон Гарез, Канада
 - «Природа собак» (2024) — Пом Бунсермвича, Таиланд, США, Сингапур, Гонконг
 - «Между бурями» (2025) — Фран Заяс, Пуэрто-Рико
 - «Mensch» (2024) — Лука Леллуш, Франция
 - «Зрелище» (2025) — Балинт Кеньереш, Венгрия, Франция
 - «Березы» (2025) — Мария Сергеева-Кашлачева, Россия
 - «Я все еще слышу» (2025) — Констанс Бонно, Франция
 - «Дорога домой» (2025) — Максим Еруженец, Марина Киракосян, Армения, Россия.
 
Анимационные короткометражные фильмы:
- «Завтра дождя не будет» (2024) — Мария Триго Тейшейра, Португалия, Германия
 - «Похлопаем смерти!» (2024) — Стивен Ирвин, Великобритания
 - «Очки» (2025) — Джоунг Юми, Южная Корея
 - «Социально одобряемые положения тел в пространстве» (2025) — Лера Олейникова, Россия
 - «Проблемы одинокого сознания» (2025) — Ротхауг Астрид, Австрия
 - «Городской дуэт» (2024) — Хонгю Юэ, Китай
 - «Обыкновенная жизнь» (2025) — Ёрико Мидзусири, Франция, Япония
 - «Беззвучная панорама» (2024) — Николас Пире, Бельгия
 - «Кошмарные сны в цирке» (2024) — Сунь Сюнь, Китай
 - «Droomadom» (2025) — Йохоу Луция, Австрия
 - «Мечты Штампфера» (2024) — Томас Ренольднер, Австрия.
 
Национальный конкурс:
В него вошли полнометражные и короткометражные фильмы российского производства. Акцент сделан на молодых авторах и дебютах, демонстрирующих разнообразие художественных форм и киноязыка: от классического наблюдения до монтажных экспериментов, анимадока и философских эссе.
- «Пейзаж с ожиданием» (2025) — Мария Седякова, Россия
 - «День рождения» (2025) — Мурад Камалов, Россия
 - «Магазин» (2025) — Елизавета Саввина, Россия
 - «Приключения реального самурая в мире катастроф» (2025) — Дмитрий Воробьев, Лидия Осокина, Россия
 - «Праздники» (2025) — Александр Зубковский, Россия
 - «Двери закрываются» (2025) — Яна Исаенко, Россия – Франция
 - «Я не Карелина» (2024) — Павел Тимофеев, Россия
 - «Однажды в Ленинграде» (2025) — Михаил Архипов, Россия
 - «Старый дом» (2025) — Любовь Колыханова, Россия
 - «Κοινός Κοσμος» (2024) — Яна Осман, Антон Хамчишкин, Россия
 - «Инстинкт» (2025) — Филипп Устинов, Россия
 - «Три жизни Бориса» (2025) — Алиса Тамарова, Россия
 - «Сети» (2025) — Софья Келер, Россия
 - «Разговор» (2025) — Маша Годованная, Россия, Мексика
 - «Стол» (2025) — Иван Власов, Россия
 - «Счаст» (2024) — Инна Кудрявцева, Россия
 - «Нам здесь тесно» (2025) — Артем Игнатьев, Антон Петров, Россия
 - «Совет да любовь» (2025) — Арина Гализдра, Россия
 - «Вера Вишева» (2025) — Константин Атаманюк, Россия
 
Международный конкурс In Silico:
Юбилейный, 15-й конкурс экспериментального кино, посвященный взаимоотношениям человеческого и техногенного. Значительную часть программы составляют фильмы, созданные с помощью искусственного интеллекта (нейрофильмы), где разница между документальностью и игровой формой становится чисто стилистической.
- «Портрет-коллаж – Клер Панаже» (2024), — Анаис Ибер, Франция
 - «Иная цель» (2024), — Марко Жубер, Канада
 - «Лайка никогда не вернется на землю» (2025) — Тимур Молчанский, Россия
 - «Секретная система недопонимания – 2» (2025) — Никита Спиридонов, Россия
 - «Сто лет спустя» (2025) — Кристоф Жирарде, Германия
 - «Теория эгрегоров» (2024) — Андреа Гатопулос, Италия
 - «Манифест для ИИ будущего» (2025) — Себастьян Маккиа, США
 - «Тот, с кем можно красть лошадей» (2025) — Дилан Пейлс-Фридман, Италия, США
 - «Мы делали телефоны» (2024) — Бен Янг, Великобритания
 - «Aferrado» (2024) — Эстебан Асуэла, Мексика
 - «Нева» (2024) — Елизавета Жарикова, Россия
 - «Инциденты ограниченного будущего» (2024) — Джордж Дривас, Греция
 - «Активы» (2025) — Кристин Люси Латимер, Канада
 - «Пенная ванна» (2025) — Джулия Магно, Италия
 - «Миссия "Россия"» (2025) — Анна Граве, Россия
 - «Гимн чуме» (2024) — Ataka51, Россия
 - «Час призрачных ощущений» (2025) — Ээро Тамми, Финляндия
 - «Как лошади под дождем» (2024) — Николас Шмидт, Германия
 - «Под лучами» (2025) — Йорн Штагер, Германия
 - «Это не ваш сад» (2025) — Карлос Веландия и Анхелика Рестрепо, Колумбия
 
В специальной программе этого года 11 разделов: фильмы-победители фестиваля «Послание к человеку» сквозь десятилетия «Десять: гран-при разных лет», самые успешные доки сезона «Панорама.doc», хитовые новинки прямиком с международных фестивалей «Двойные вершины», экспериментальные картины «Новые голоса», работы о времени бурных перемен «Промежуток: кинокультура Петербурга 1990-х», а также цикл показов к 100-летию стиля «Ар-деко» и примеры эксцессов и абсурдов в кинематографе новых двадцатых в «Гротеск как ответ». Тематические показы дополнят картины в сеттинге Парижа, короткий метр с лучшим из не попавшего в конкурс «Мультиверс», работы молодых российских режиссеров, а также первая петербургская ретроспектива художника Михаила Басова "Out of Autofocus".
«Десять: гран-при разных лет» собирали кураторы Михаил Железников, Михаил Ратгауз, Алена Солнцева и Василий Степанов со всех программ фестиваля, прошедших за три с половиной декады. Среди них: светочи российской документалистики «Беловы» Виктора Косаковского и «Хлебный день» Сергея Дворцевого, анимации «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и «Моя любовь» Александра Петрова, а также эксперименты с формой в документальном кино на примере «Кармен встречает Бората» Мерседеса Сталенхофа и «Пленницы» Бернадетты Тузы-Риттер. Программу дополнят «А родители придут со мной повидаться» Мо Хараве, «Гармония» Лидии Шейниной, «Глубина два» Огнена Главонича, «Фата-Моргана» Анастасии Лапсуй и Маркку Лехмускаллио.
«Когда вы придете на сеансы, вы увидите несколько картин, ставших классикой дока и анимации. Но еще вы сможете встретиться с самой природой времени, с тем, как менялись местами условное и безусловное, оценить, как прожил эти десятилетия сам метод близкого наблюдения за реальностью», — говорит Михаил Ратгауз.
Программа «Гротеск как ответ» куратора Катерины Белоглазовой пройдет в Доме Радио и представит фильмы о противоречивой реальности, которую невозможно понять привычными средствами: пламенные манифесты, кафкианские аллюзии, индивидуальные психопатологии и современные апокалипсисы.
«Эксцесс и чрезмерность повествования, россыпь интеллектуальных референций, утопии и антиутопии, экзотика и язвительность, притча и абсурд — гротеск, обнажая условность жанров и играя с масками форм, вытаскивает на поверхность саму суть. В середине нового десятилетия он как никогда резонирует с нашей повседневностью — и с отчаянными попытками ее преодолеть. Программа «Гротеск как ответ» предлагает взглянуть на эту новую форму реакции — обнаженную и обострившуюся за последние пять лет», — комментирует куратор.
- 20 октября, 19:00 — показ фильма «Светлое будущее»: эксцесс и абсурд в кинематографе новых двадцатых. Картина 2025 года режиссера Лусии Гарибальди рассказывает про Элизу, которую отобрали для работы на Севере. Это большая честь и для ее семьи, и для ее района, захолустного и мрачного предместья, живущего в безвременье. Все вокруг считают поездку на Север счастливой возможностью. Проблема в том, что те немногие, кого туда отбирали, никогда не возвращались.
 - 21 октября, 19:00 — показ фильмов «Птицы, у которых сломались ноги» и «Кафка для детей». Первый — работа режиссера Дирка Версхюреа о загадочной болезни, внезапно охватившей популяцию птиц. А второй в постановке Рои Розен. Сюжет рассказывает о дедушке-ведущем, который читает в волшебном домике «внучке» историю Грегора Замзы. Перед нами пилотный эпизод детского сериала, который должен сделать рассказы Кафки доступными для самых маленьких.
 - 24 октября, 19:00 — Показ фильмов «ФЛАТАЛИТИ» и «Сто тысяч миллиардов». Режиссер Михаил Максимов снял фильм на основе знаменитых записях пациентов с психическими заболеваниями и выступает своеобразной картографией плоских ландшафтов, намекающих на искусственность происходящего. Для создания использованы видеоигра, VHS-кассеты, две скульптуры из полиуретана, VR-комплект, компьютер, короткофокусный проектор. А Виржиль Вернье рассказывает историю, случившуюся в рождественском Монако среди роскоши и недостроенных девелоперских проектов. Там слоняется юноша Афин и его новый 12-летний друг – дочь китайских миллиардеров Джулия. Джулия точно знает, что конец света уже рядом. Но у нее есть план: спастись на искусственном острове, построенном ее родителями.
 
23 октября в рамках фестивальной программы «Ар-деко: искусство быть громким» зрителям покажут танцевальный перформанс, полный киноаллюзий «КАМЕНЬ БЕЗУМИЯ, или Посвящение хаосу».
«Панорама.doc»
В программу вошли пять фильмов: о свободе, эскапизме, стоицызму, «динамике личного и социального». «В их числе документальный политический триллер о деколонизации Конго “Саундтрек к государственному перевороту” и “Люмьеры. Путешествие продолжается!” — признание в любви к родоначальникам кинематографа от директора Каннского кинофестиваля», — делятся кураторы Наталия Пылаева и Иван Лабутин.
- «Адрианна и замок» (2024) — режиссер Шеннон Уолш, Канада.
 - «Баломания: секретная субкультура фавел» (2024) — режиссер Сиссель Морелль Даргис, Дания, Испания.
 - «Люмьеры. Путешествие продолжается!» (2025) — режиссер Тьерри Фремо, Франция.
 - «Образ» (2025) — режиссер Дени Умар Пицаевш, Франция, Бельгия.
 - «Саундтрек к государственному перевороту» (2024) — режиссер Йохан Гримонпре, Бельгия, Франция, Нидерланды.
 
«Двойные вершины»
Серия из четырех фильмов исследует грань между реальностью и вымыслом глазами всемирно известных режиссеров: от иранца Джафара Панахи до китайца Би Ганя. В программе — фильмы-лауреаты Каннского фестиваля и визуальные эксперименты с цветом и памятью.
- «Воскрешение» (2025) — режиссер Би Гань, Китай и Франция.
 - «Новая волна» (2025) — режиссер Ричард Линклейтер, Франция и США.
 - «Отражения №3» (2025) — режиссер Кристиан Петцольд, Германия.
 - «Простая случайность» (2025) — режиссер Джафар Панахи, Иран, Франция и Люксембург.
 
«Новые голоса»
В программе — дебюты, отмеченные Карлосом Рейгадасом, и синефильские хиты из разных стран. Программа проводится при поддержке посольства Швейцарии в России.
«Главным принципом стала музыкальность, программа как сложная гамма, она больше не заглядывает режиссерам в паспорта, а ищет свою, скромную гармонию», — комментирует отбор куратор Михаил Ратгауз.
- «Альфа» (2024) — режиссер Ян-Виллем ван Эвейк, Нидерланды.
 - «Мэтт и Мара» (2024) — режиссер Казик Радвански, Канада.
 - «Огненный ветер» (2024) — режиссер Марта Матеуш, Португалия, Швейцария и Франция.
 - «Озеро» (2025) — режиссер Фабрис Араньо, Швейцария.
 - «Перелетная птица» (2025) — режиссер Иван Курбаков, Россия.
 - «Перемотай и включи» (2022) — режиссер Ален Гомис, Франция и Германия.
 - «После сна» (2025) — режиссер Кристина Арутюнян, Армения, США и Мексика.
 
«Промежуток: кинокультура Петербурга 1990-х»
Программа-архив, которая через фильмы Алексея Учителя, Сергея Сельянова и Александра Баширова показывает Петербург 90-х как город «между памятью и хаосом».
«Петербург 1990-х — это не только фильмы, но и своего рода кинематографический архив внутреннего состояния города, застывшего между памятью и хаосом. Фильмы этого десятилетия находились в поиске крупных аллегорий. Короткий метр улавливал те же тревоги: призрачные переходные состояния, столкновение между прошлым и будущим, между уже несуществующим и еще не случившимся. Те же вопросы — о душе города, о границе между разными временами, о пустоте и надежде — звучали на разных уровнях: и в больших, эпических формах, и в малых, почти дневниковых опытах…», — комментирует куратор Егор Сенников.
- «Восход» (1993) — Тимур Новиков, Сергей Шутов, Россия
 - «Групповой портрет одиночества» (1993) — Эдуард Шелганов, Россия
 - «Дожди в океане» (1994) — Виктор Аристов, Юрий Мамин, Россия
 - «Духов день» (1990) — Сергей Сельянов, СССР
 - «Ёлы-палы, или Митьки в Европе» (1990) — Алексей Учитель, СССР, Бельгия
 - «Железная пята олигархии» (1997) — Александр Баширов, Россия
 - «Жук-1» (1995) — Дмитрий Лурье, Россия
 - «Конец Санкт-Петербурга, или Новый Икар» (1992) — Эдуард Шелганов, Россия
 - «Концерт для крысы» (1995) — Олег Ковалов, Россия
 - «Манифест неоакадемизма» (1998) — Ольга Тобрелутс, Россия
 - «Надъ озеромъ» (1995) — Дмитрий Фролов, Россия
 - «Никотин» (1993) — Евгений Иванов, Россия
 - «Обводный канал» (1990) — Алексей Учитель, СССР
 - «Пингвины» (1993) — Тимур Новиков, Сергей Шутов, Россия
 - «Подводная лодка» (1993) — Тимур Новиков, Сергей Шутов, Россия
 - «Привкус» (1999) — Дмитрий Лурье, Россия
 - «Призраки белых ночей» (1991) — Дмитрий Фролов, СССР
 - «Пустота» (1996) — Дмитрий Лурье, Россия
 - «Самолет» (1993) — Тимур Новиков, Сергей Шутов, Россия
 - «Упырь» (1997) — Сергей Винокуров, Россия.
 
«Ар-деко: искусство быть громким»
Путешествие по истории стиля ар-деко через кинематограф: от его расцвета в 1920-е у Греты Гарбо до тревожного возвращения в 1970-е у Фассбиндера. Программа сделана при поддержке Французского института в России и посольства Швейцарии в России.
«Программа условно разделена на две главы: в первой речь пойдет о расцвете экранного ар-деко, о королеве стиля Грете Гарбо, пышных экспериментах Марселя Л’Эрбье и о переносе стиля в классические голливудские картины 1930-х. Вторая часть посвящена возвращению ар-деко в 70–80-х, но теперь уже в призрачном, хрупком и тревожном обличии — например, в семейном триллере Фассбиндера или холодной мелодраме Алена Рене. Семь сеансов образуют фрагментарный алфавит чувств, которые вспыхивают в пространствах ар-деко: от влечения к экспериментам в “Бесчеловечной” до голливудской мелодраматичности “Женщин”, от мучительной холодности “Китайской рулетки” до ностальгии в фильме “E.1027"», — рассказывает куратор программы Максим Селезнев.
- «1027: Эйлин Грей: Дом у моря» (2024) — Беатрис Мингер, Кристоф Шауб, Швейцария
 - «Бесчеловечная» (1924) — Марсель Л’Эрбье, Франция
 - «Женщины» (1939) — Джордж Кьюкор, США
 - «Китайская рулетка» (1976) — Райнер Вернер Фассбиндер, ФРГ, Франция
 - «Мелодрама» (1986) — Ален Рене, Франция
 - «Палома» (1974) — Даниэль Шмид, Швейцария, Франция
 - «Поцелуй» (1929) — Жак Фейдер, США.
 
«Гротеск как ответ»
Программа о том, как современное кино (последние 5 лет) переосмысляет хаос настоящего через абсурд, сюрреализм и гротеск, находя в них новый способ говорить правду. Куратор — Катерина Белоглазова.
- «100000000000000 // Сто тысяч миллиардов» (2024) — Виржиль Вернье, Франция
 - «Флаталити» (2021) — Михаил Максимов, Россия
 - «Кафка для детей» (2022) — Рои Розен, Израиль
 - «Птицы, у которых сломались ноги» (2022) — Дирк Версхюре, Нидерланды
 - «Светлое будущее» (2025) — Лусия Гарибальди, Уругвай, Аргентина, Германия
 - «Цивилизация» (2020) — Чино Мойя, Великобритания, Бельгия, Эстония, Сербия, Швеция
 
«Картографируя Париж. Новое французское кино»
Три фильма, где Париж — не просто декорация, а пространство личной и коллективной памяти, фиксированное женщинами-режиссерами: Жюстин Трие, Алис Диоп и Алис Винокур. Программа проводится при поддержке Французского института в России. Куратор — Алиса Насртдинова.
- «Битва при Сольферино» (2012) — Жюстин Трие, Франция
 - «Воспоминания о Париже» (2022) — Алис Винокур, Франция
 - «Мы» (2021) — Алис Диоп, Франция.
 
«Мультиверс»
Традиционная внеконкурсная программа короткого метра, собранная в три тематических блока: «Дом» (память), «Социальность» (роли в обществе) и «Условия человеческого существования».
«В этом году мы брали в программу фильмы со следами тех противоречий, которые одновременно раздирают и формируют человека нашей эпохи. Три сеанса “Мультиверса” работают как антропологическая трилогия», — комментирует один из кураторов Катерина Белоглазова.
- «67 миллисекунд» (2025) — fleuryfontaine, Франция
 - «А.» (2025) — Рамон Бальсельс, Испания
 - «Быть Джоном Смитом» (2024) — Джон Смит, Великобритания
 - «В девять раз лучше» (2025) — Лоренцо Фоллари, Эмма Докк, Швеция
 - «Вспоминая маму» (2025) — Леандро Афонсо, Бразилия
 - «День за днем» (2025) — Флоранс Паззоттю, Франция
 - «Канон» (2024) — Мартин Сеэхер, Чили
 - «Кто это был?» (2025) — Эви Стаму, Греция
 - «Ламенто» (2024) — Янник Гигер, Демиан Волер, Швейцария
 - «Мастерская в Ролле. Путешествие» (2025) — Фабрис Араньо, Жан-Поль Баттаджа, Швейцария
 - «Мы готовы к смерти» (2024) — Базилио Маритано Сайлер, Германия, Италия
 - «Мы не будем последними» (2024) — Мили Пешерер, Франция
 - «На рассвете» (2025) — Стефан Иванчич, Сербия, Испания, Словения
 - «Ноша» (2025) — Тибо Гоарен, США
 - «Покинуть дом» (2024) — Майя Деннехи, Франция
 - «Эвклидов человек» (2025) — Себастьян Паппалардо, Нидерланды
 
«Российское молодое: Продолженное настоящее»
Дебютные и учебные работы российских авторов, демонстрирующие амбиции и поиски нового киноязыка. Внутренний принцип работы простой: один сеанс собирает команда отборщиков Международного конкурса, второй — их коллеги из Национального. Кураторы: Катерина Белоглазова, Мария Готлиб, Диана Абу Юсеф, Павел Пугачев, Алена Солнцева, Василий Степанов.
- «Ахурма» (2025) — Андрей Соустин, Россия
 - «Данет» (2024) — Сергей Кофман, Россия
 - «Колыбель» (2025) — Меген Тарба, Абхазия
 - «Курьеры Камиллы» (2024) — Катя Гостева, Россия
 - «Отчет о проделанной работе» (2025) — Андрей Ковальчук, Россия
 - «Песня для юного голоса» (2025) — Майя Гитер, Россия
 - «Петенька Петр» (2024) — Алла Каххарова, Россия
 - «После смерти остаются руины» (2025) — Надя Захарова, Россия
 - «Репродукция» (2024) — Иван Морозов, Россия
 - «Улица разбитых фонарей» (2025) — Константин Сиденко, Россия
 - «Черная пурга» (2025) — Мира Эркенова, Россия, Сербия
 - «Эфемерность» (2025) — Елизавета Тимофеева, Россия
 
Out of Autofocus. Фильмы Михаила Басова
Первая петербургская ретроспектива видеохудожника Михаила Басова — поэтическое исследование случайности, расширяющее границы документалистики и экспериментального кино. Программу представит сам художник.
«Фильмы Михаила Басова не попадают ни в какие привычные категории и каноны, расширяя наши представления как о киноязыке, так и о повседневной реальности, из которой они рождаются. Его метод заключается в поэтическом и философском раскрытии случайности, ее удивительном развертывании во времени и пространстве. Это редкая и малоизученная область субъективной экспериментальной “документалистики”, для занятия которой нужен особый и очень внимательный взгляд», — отборщик Экспериментального конкурса In Silico Михаил Железников.
- «La Bagatelle» (2021) — Михаил Басов, Россия
 - «Out of Autofocus» (2016) — Михаил Басов, Россия
 - «Вольные движения» (2013) — Михаил Басов, Россия
 - «Короткие замыкания» (2020) — Михаил Басов, Россия
 - «Лестничный танец пластиковой бутылки» (2018) — Михаил Басов, Россия
 - «Место времени» (2025) — Михаил Басов, Россия
 - «Фильм для воображаемой музыки» (2014) — Михаил Басов, Наталия Басова, Россия
 
18+
                            
                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
                            
                                                            
Комментарии (0)