Икона направления арт+фэшн, мастер трансформации и перевоплощения, художник Влад Мамышев-Монро в 1997 году поставил перед собой главные русские вопросы — и ответил на них в одноименном проекте для Мраморного дворца. Это раскрашенные и расцарапанные постановочные фотографии, для которых сам Влад, а также Ирена Куксенайте, Сергей Бугаев Африка, Катя Голицына, Дмитрий Арлюк, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Марина Алби и Лиза Березовская разыгрывали перед объективом Андрея Помулева сцены «Куда смотрит милиция?», «Откуда дровишки?», «Тепло ль тебе, девица?» и другие важнейшие загадки России. Участники и соавторы блестящих выходок акциониста вспоминают, как в его паспорте появилась фамилия Монро, а также сколько кусков сахара понадобилось оленю Паше, чтобы сняться в галлюцинозном кадре с Фридрихом Великим.
![]() |
Андрей Помулев
|
![]() |
Олеся Туркина
|
![]() |
Анна Студеникова
|
![]() |
Екатерина Андреева
|
![]() |
Валерий Кацуба
Меня он буквально за пять минут превратил в Емелю. Влад творил чудеса и на своем лице, и на наших. Он так менял черты, что если делал кого-то мымрой, то как бы человек ни старался, как бы мило ни Бэкстейдж «Метаморфоз монарха» улыбался, какую бы доброту из глубин души ни вызывал, а все равно в гриме мымрой и оставался. Словно на лицо была наклеена маска. Конечно, он был первым модником. Смотреть показы Владу не было нужды. Он видел элементы дизайна даже в природе и был мастером в работе с подручным материалом. В «Снежной королеве» он развернул шлейф из пленки для теплицы, а корону соорудил из посеребренного примуса. Грустно вспоминать эти счастливые дни: ни Владика, ни Юры, ни Жульена с нами больше нет. В 2001-м я у себя в Толстовском доме снимал проект «Всякая страсть слепа и безумна», в котором Влад играл Пьеро или Петрушку, обуреваемого страстями, которые, как он говорил, «рано или поздно покидают здравомыслящего человека». В нем все страсти человеческие случалось увидеть в одночасье — и любопытство, и отчаяние, и гнев, и влюбленность, так выразительны были его лицо и душа. В 2005-м Марк де Мони, тогда директор Фестиваля старинной музыки, предложил мне снять историю по мотивам «Прогулок короля» Александра Бенуа, то есть ввести современного художника в барочные ансамбли загородных резиденций русских монархов. Но проблема была в том, что подобный проект с Монро, которого мы тут же представили себе в главной роли, недавно был снят. И тут меня озарило: «Послушай, Марк! Полагаю, Петр Первый, возведший Петергоф по образу Версаля, любуясь своим творением, думал, что мог бы сказать об этом „король-солнце“. И возможно, представлял его своим гостем, блуждающим по аллеям парка. А где-то рядом, у Марли, могла бы читать в закатном солнце Вольтера Екатерина Великая». Андрей Решетин, худрук фестиваля, предложил привезти в гости к Екатерине в Ораниенбаум Фридриха Прусского, добавив, что каждый монарх представлял себя на месте другого монарха, поэтому то, что во всех королей будет перевоплощаться один художник, абсолютно оправданно. Владик наше предложение принял тот же час, назвав историю галлюцинозом, и попросил добавить в список уважаемых особ Елизавету Английскую. Все это мы назвали «Метаморфозы монарха». Стилистом был Юрий Виноградов, часть костюмов мы брали на «Ленфильме», другую он составлял из разных юбок, платьев, воротов, вуалей и «драгоценностей». Они надевались, как капустные листы, где-то сшивались, где-то подкалывались, а где-то просто зажимались скрепками. Юра в этом был большой мастер. Гример в основном работала с париками, потому что такого чутья лица и знания приемов грима, как у Владика, ни у кого больше не было. Перед съемкой я читал группе историю о Фридрихе, поскольку император был нам малознаком. Как-то на конной прогулке по лесу монарх увидел, что в него из ружья целится разбойник. Он лишь погрозил пальцем, и тот исчез. Это помогало понять, насколько внутренне силен был наш герой. И его человеческую и монаршую силу словно обретал Владик. Он слушал истории о Фридрихе, изучал его изображения, и казалось, что в него вселялся характер героя. Детали, на которые обращал внимание только он, помогали обрести стать короля, жесты, взгляд, наклон головы, выражение лица, блеск в глазах, внутреннюю стройность, строгость и великодушие.Как только Владик чувствовал образ, как только начинал раскрываться его гений, главное было не мешать, относиться как к его величеству и вводить в кадр. Тогда в парке Ораниенбаума жил олень Паша. Когда у нас был обед — хлеб и сырно-колбасные нарезки, — он красовался у микроавтобуса. Всем было приятно угостить Пашу хлебом. Он к нам привязался. И когда мы вышли с Фридрихом — Владиком снимать вид на Меншиковский дворец, за нами поплелся и Паша. Мы расположились на плацу дворца, а Паша, выбрав единственную клумбу с гвоздиками, лег в цветы наблюдать за нами. «Давайте Фридриха снимем с Пашей, — предложил Владик. — А фестивалю выставим счет как за баварского оленя». Стилист вводил Пашу в кадр хлебом. На каждый шаг, приближавший его к площадке, уходило по сухарику. И когда Паша встал рядом с Владиком, Юра выбежал из кадра, исчез, как человек-невидимка. А Паша посмотрел в объектив, спасибо ему. Сейчас в Новом музее проходит выставка «Жизнь замечательного Монро». Кураторы Олеся Туркина и Виктор Мазин подготовили ретроспективу, дающую четкое представление о масштабе личности этого замечательного художника. Для этого, правда, Владику вовсе не обязательно было умирать». |
![]() |
Катя Голицына
|
![]() |
Лена Попова
|
Проект: Яна Милорадовская, Ксения Гощицкая
Интервью: Алексей Ловцов
Фото: Галерея XL, личные архивы Андрея Помулева, Валерия Кацубы, Екатерины Андреевой, Анны Студениковой, Олеси Туркиной (Новый музей)

Чтобы быть готовым к фотопроекту «Русские вопросы», Владику требовалось абсолютно все: квартира (он тогда уже жил в Москве), оборудование, костюмы, еда и алкоголь, ассистент и фотограф в моем лице. Надо отвесить земной поклон нашему продюсеру и спонсору Дмитрию Арлюку, взвалившему эти заботы на свои плечи и предоставившему для съемок свою дачу. Костюмы брали на «Ленфильме». Там были уникальные музейные вещи, которые студия по бедности отдавала в аренду, — например, платье Элизабет Тейлор из интернационального фильма «Синяя птица» (1976) или чешуя Ихтиандра из «Человека-амфибии» (1961). Обращались с ними довольно вандально — не специально, так получалось в порывах творческой экспрессии. Костюм Ихтиандра был резиновым, но сковывал движения и был порван в нескольких местах. Потом я его видел в музее какого-то кинотеатра, он был грубо зашит и мало похож на что-либо приличное. Сложнейший и дорогущий барочный парик из шерсти буйвола, который мы взяли за нереальную красоту, был не в тему, но заодно превратился в мочалку. Мы прятались от настойчивых попыток киношников взять с нас штрафы и вернуть часть прибамбасов. Остальные костюмы сделали из подручных материалов прямо перед съемкой. Две прекрасные барышнигримера творили чудеса перевоплощения под руководством придирчивого автора, но Владик «мазался» и сам, когда желаемый эффект был необъясним словами. Он прямо попискивал от удовольствия, получаемого в процессе переодевания и грима. Подготовка шла довольно медленно, а непосредственно акт творчества происходил молниеносно. Ясность цели вела за собой! Список важных русских вопросов, взятых из книг, кино и фольклора, был составлен за пять минут и не менялся, как и список приглашенных друзей-актеровгероев. Поражала целостность замысла. Проблемы возникли, когда все было отснято и начался постпродакшен — раскраска и процарапка, уникальная авторская техника. Это было схоже со страхом перед чистым листом или холстом. Большие красивые фотографии боязно испортить дополнительным вмешательством, но, походив недели три вокруг, мы лихо все доработали и почти успели к вернисажу. Владик доцарапывал и наносил финальный лоск прямо в Мраморном дворце, за минуту до запуска гостей. Некоторые работы Ивана Билибина использовались в качестве рамочек в оформлении, не более. Тот все-таки исповедовал северный модерн, а Владик — русский китч. У него не было конкретного стиля, он был оборотнем в лучшем смысле этого слова, органично вписываясь в любой интерьер и социум. Мог выйти в лаковых туфлях Versace с золотыми горгонами, шортах и галстуке. Фриковство чередовалось с безупречными костюмами, фраком и цилиндром. Я молчу про бесконечную окраску волос и макияж на каждый день. Влад любил наряжаться в Gaultier, Dries Van Noten, Comme des Garcons, но самые замечательные и яркие образы создавались из секонд-хенда и подарков друзей. Он мог нацепить на себя то, что нормальному человеку было страшно брать в руки, — и подобные эксперименты смотрелись на нем замечательно».





Комментарии (0)