Никогда такого не было, и вот опять: Петербург принимает футбольный чемпионат международного уровня. Уже завтра, 12 июня, в городе состоится первый матч между Бельгией и Россией. Всего до второго июля пройдет семь матчей, и власти города ожидают в гости порядка двухсот тысяч фанатов. Это, конечно, в разы меньше, чем было на чемпионате мира в 2018 году, но тоже немало. Отели, экскурсии, рестораны, бары, транспорт, такси будут пользоваться повышенным спросом, и это стоит учитывать. Как сервисы могут с ним справляться?
В популярных ресторанах уже сейчас все забронировано на недели вперед. Например, в некоторых модных местах на свободный столик можно рассчитывать только в июле. Конечно, для бизнесов это отрадно (особенно после долгого карантина), но постоянных гостей расстраивает — не факт, что вообще попадешь в любимое заведение, а если и окажешься внутри, обнаружишь совсем другую атмосферу. Аналогично с романтическими прогулками по рекам и каналам, поездками в Пушкин и Петергоф, кино и театрами.
Управляться с «горячими» датами общепит умеет и практикует, но пока только «календарным методом». Столик у окна в день святого Валентина? Депозит. Новогодний банкет? Билеты и сет-меню. «Щелкунчик» 31 декабря? В общем, вы поняли.
Совсем другие алгоритмы действуют у так называемых «новых сервисов» — агрегаторов бронирования отелей, авиа- и железнодорожных билетов, такси. Они используют динамическое ценообразование: когда много людей хотят купить билеты на одни даты (а кто же не хочет в отпуск на майские праздники и новогодние каникулы, причем в последний момент?) или вызывают такси в одном районе (например, после окончания футбольного матча), цена растет. Если отпуск никому не согласовали или все хотят прогуляться пешком, цена минимальна.
В моменте надпись про повышенный спрос и, соответственно, повышенная цена могут раздражать — конечно, кто же хочет платить больше! Но если вдуматься, зафиксировать цены на такси, билеты, отели просто невозможно, ведь их задача — быть доступными всегда. Если поставить низкие цены — сервис не справится с наплывом во время массовых мероприятий: свободных номеров не окажется, такси не приедет на вызов. Высокие — никто не будет им пользоваться в обычное время, а сервисы в этом совсем не заинтересованы. Они прекрасно понимают, что, если цена услуги окажется выше прогнозируемой, ими просто перестанут пользоваться и пересядут на троллейбусы. Так что повышающий коэффициент — это необходимость в тех случаях, когда спрос серьезно превышает предложение.
Впрочем, не первый год мы ездим одинаковыми маршрутами по разным ценам, и это уже стало естественным. И в интернете пошли обсуждения: а что, если традиционные отрасли переняли бы принципы новых? Может, повышенный коэффициент — это не так уж плохо? Вдруг мой любимый ресторан тоже сможет найти мне столик при полной посадке, если я соглашусь на повышенный коэффициент в меню?
В Питере уже несколько недель отличная погода, настроение сидеть на террасах кафе и баров и делать модные фоточки, но так, видимо, думают все петербуржцы, и без брони не сесть, а даже если сесть, то обслуживание медленнее в связи с толпой:(
— Одна тут отдыхаешь? (@Livotovas) June 11, 2021
Ты не можешь пойти в пятницу на прогулку и комфортно по пути заскочить в свой любимый ресторанчик или любое другое заведение, потому что чтобы туда попасть тебе нужно бронировать столик еще с вечера четверга, если даже не в среду. И это напрягает:(
— Одна тут отдыхаешь? (@Livotovas) June 11, 2021
Наверное, в будущем динамическое ценообразование приживется во всех сферах. Ведь кто-то согласен в любимый бар в понедельник сходить ради экономии, а кому-то критично попасть туда именно в пятницу. И после победы любимой команды уехать на такси, а не толпиться в метро, ведь вместимость стадиона — тридцать тысяч человек, между прочим.
Фото: Shutterstock
Комментарии (0)